Исторический максимум: россияне задолжали по алиментам 175 миллиардов рублей

Исторический максимум. Россияне задолжали по алиментам 175 миллиардов рублей. Правозащитники считают, что детей от неуплаты должно защитить государство, а юристы говорят, что сам институт алиментов пора менять. Корреспондент «МИР 24» Анна Деркач собрала самые типичные истории и узнала, какую оценку им дает Верховный суд.

«Они знают, что я приду, и они специально не открывают дверь вообще», – говорит мужчина. Ринат Абдулхаков много месяцев не видел сына. Его скрывает бывшая жена. Причем на руках у мужчины судебное постановление о праве общаться с ребенком трижды в неделю.

«Понедельник, среда, пятница. Как всегда, двери никто не открывает. Нужно как-то все это зафиксировать», – говорит мужчина.

У Рината к бывшей еще вопросы. Экс-супруги судятся за алименты. После развода Рината обязали платить бывшей жене даже за тот период, когда ребенок жил с ним.

«Ребенок целиком и полностью содержался мной. То есть это и частный детский садик, и кружки, и поездки на море. Причем в решении суда написано, что на момент вынесения решения ребенок проживает с отцом!» – говорит Ринат Абдулхаков.

За полгода Ринату насчитали алиментов на 400 тысяч рублей. Мужчина подал встречный иск: не он, а бывшая должна платить, пока он воспитывал сына один. Правда, в успех Ринат не особо верит. В российской правоприменительной практике суды не часто встают на сторону отцов.

«Перспективы у него есть. Но игра не стоит свеч. То есть он больше на юристов с адвокатами потратит, чтобы вернуть эти деньги», считает директор юридического регионального общественного учреждения «Принцип» Денис Хмелевской.

«Для меня нет слова «папа». Я его не воспринимаю, я не понимаю его», – говорит молодой человек..

Максиму 21 год. Из них 16 он живет без отца. За все это время своего родителя видел лишь однажды.

«Разговора у нас как такового не получилось. То есть он пришел… а через 16 лет уже тяжело называть его отцом… Для тебя это кажется, что это просто чужой человек», –говорит Максим Дьячков.

Алиментов горе-отец также не платил. Растила Максима только мама. Чтобы прокормиться, с утра до ночи пропадала на работе. Когда сын поступил в университет, с деньгами стало совсем туго.

«Около 300 с чем-то тысяч в год я плачу за обучение, ну это как бы не очень легко», – признается Максим Дьячков.

В свободное от учебы время Максим подрабатывает курьером. Но на жизнь все равно хватает лишь с натяжкой. А недавно в газете вычитал, что можно стребовать с отца алименты даже после совершеннолетия.

«Если на самом деле начислялись эти денежные средства и приставы принимали меры к его розыску, искали и имеются данные, что он действительно просто уклонялся, бегал, то ему не светит списание этих долгов», – сказал эксперт Национальной родительской ассоциации Станислав Клюев.

Верховный суд выпустил целое постановление о порядке взыскания алиментов. Для подобных разъяснений была причина: слишком много развелось схем и способов не платить на содержание собственных детей.

«Достаточно забить в YouTube ключевой запрос, и будет очень много рекомендаций от адвокатов, чтобы платить три копейки каждый месяц, и тогда вы будете освобождены от административной ответственности, и уголовной ответственности», отметил директор юридического регионального общественного учреждения «Принцип» Денис Хмелевской.

Долг россиян по алиментам в прошлом году достиг исторического максимума – 175 миллиардов рублей. Причина не только в том, что от уплаты легко уклониться. Сам институт алиментов, считают эксперты, устарел. Например, в Швеции даже такого понятия давно не существует. Вместо него совместное воспитание.

«Ребенок проживает паритетно и с папой, и с мамой, сохраняет общение с обоими, получает воспитание и женское, и мужское, и никто никому никаких алиментов не должен. Сразу снимается целый ряд проблем», – указал эксперт Национальной родительской ассоциации Станислав Клюев. Российские правозащитники предложили другой выход – создать в России фонд алиментов. Чтобы долг неплательщика был долгом государству, а не собственному ребенку.

«Государство должно платить, потому что деньги нужны здесь и сейчас детям. А далее государственная машина пусть применяет все возможные инструменты для того, чтобы вернуть эти деньги в этот фонд. И для этого у государства достаточно рычагов в современных условиях», полагает директор юридического регионального общественного учреждения «Принцип» Денис Хмелевской.

Создание алиментного фонда может занять около года. Сенаторы проект уже одобрили.