Коучи не шарлатаны, а рынок растет — Мурадян
Кто такие коучи, стоит ли им верить, какое о них мнение в профессиональном сообществе и сколько может зарабатывать бизнес-тренер? На эти и другие вопросы корреспондента ФБА «Экономика сегодня» ответил Юрий Мурадян, психолог, коуч MCC (федерация ICF), вошедший в топ-5 самых влиятельных специалистов РФ по версии некоторых СМИ.
Сфера коучинга пережила кризис пандемии, после которого стало очевидно, что без изменений выжить в стремительно меняющемся мире не получится.
— Юрий, для большинства россиян сегодня коуч — это почти синоним слова «шарлатан». Почему это стало возможным и как отличить профессионального коуча от непрофессионала?
— Я не знаю, о каком большинстве вы говорите и действительно ли это так. Вероятно, вы имели в виду, что так думают чаще всего неосведомленные люди. Коллеги, о каких шарлатанах идет речь? Коммерческий директор Google написал книгу о своем коуче, который проработал в компании 20 лет и не раз вытаскивал ее из кризиса. В каждой крупной корпорации есть коуч. Ко мне обращаются главы компаний с просьбой провести сессии для топ-менеджмента. Тогда причем тут шарлатаны? От когнитивного мусора, мешающего развиваться и трансформироваться вместе со стремительно меняющимся миром, необходимо избавляться, потому что он только мешает. А отличить профессионала от «самозванца» поможет образование. На коуча тоже нужно учиться. И это не быстро и не бесплатно. За один-два месяца это точно не сделать, ведь даже на начальное образование закладываем как минимум год. Плюсом будет наличие у будущего бизнес-тренера высшего образования. Профессиональным же коучем считается тот, кто получил аккредитацию в Международной федерации коучинга (ICF). Наша Академия «5 призм», где я преподаю, имеет высшую аккредитацию в ICF и выдает дипломы по международным стандартам. В коучинге, как и в науке, и в любой другой сфере, есть несколько уровней аккредитации, по которым можно сделать вывод о профессиональном уровне специалиста. Высшим уровнем аккредитации считается MCC. И в настоящее время в РФ и странах СНГ работают всего 20 коучей, имеющих столь высокий уровень.
— Что показал анализ рынка коучинга в России? Есть какие-то данные по росту или, наоборот, стагнации в данной сфере? Востребован ли сегодня коучинг в РФ?
— Коучинг в России, как и во всем мире, продолжает набирать популярность. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок данных услуг вырос в среднем на 20%.
Этому есть ряд причин. Во-первых, рост связан с общим уровнем повышения информированности людей об эффективности коучинга. Сейчас коучинг популярен не только в крупных корпорациях, но и среди предприятий среднего и даже малого бизнеса. Во-вторых, немалую роль сыграл международный опыт. К примеру, в США коуч есть практически в любой компании. Иметь такого специалиста в штате так же естественно, как и иметь антикризисного менеджера или HR-менеджера. И Россия в этом смысле — не исключение. Пандемия коронавируса подняла сферу коучинга до небывалых высот — спрос на услуги специалистов повысился в десятки раз!
— А как именно пандемия коронавируса повлияла на развитие коучинга в мире и в России в частности? И как так получилось, что многие сферы либо сильно сократились, либо вообще вымерли, а коучинг только вырос?
— Коучинг — это про гибкость, про умение и желание меняться. Многие сферы не выдержали испытания пандемией именно из-за того, что не хотели или не могли меняться. Коучинг как раз учит людей так называемым soft skills (гибким навыкам). Мы часто используем в своей работе такое понятие, как «коучинговое мышление». И именно благодаря применению этого феномена в работе многие не только пережили пандемию, а вышли из нее с определенным плюсом. Понимаете, кризис — это не время отказываться от того, что тебе реально помогает. Представьте, что вы привыкли пить чистую воду и есть здоровую пищу. Это та привычка, которая должна сопровождать вас всю жизнь. И кризис — не исключение, а наоборот, мотивация улучшать и изменять себя. Приведу один простой пример. Раньше клиенту, чтобы увидеться с коучем, нужно было проехать какое-то время и физически провести встречу, а пандемия показала, что эти встречи на не менее эффективном уровне можно проводить онлайн и качество услуги от этого не снижается. Соответственно, у коучей появилась возможность брать больше клиентов, так как освободилось время, которое ранее тратилось на дорогу, и так далее.
Услуга коуча для компании в среднем стоит 300–700 долларов, а результат от этого исчисляется миллионами. Вот и подумайте, стоит ли отказываться от коуча в кризис, имея такой ROI (коэффициент окупаемости)?
— А сколько сейчас в среднем зарабатывает успешный коуч?
— Экономика коуча складывается из ряда факторов. Во-первых, это сессии. Начинающие коучи в среднем за сессию берут 2–3 тысячи рублей. Чаще всего они совмещают коучинг с какой-то основной профессией в качестве некоего хобби, которое приносит им в среднем от 30 до 60 тысяч рублей. Экономика успешного, как вы сказали, коуча состоит из более широкого круга пунктов. Если говорить о сессиях, то имеющий международную аккредитацию коуч за сессию берет от 10 до 80 тысяч рублей. Примерно в том же ценовом диапазоне стоят и тренинги в компаниях. В среднем такой коуч зарабатывает около 500 тысяч рублей в месяц, но бывает и больше. Нужно понимать, что в прошлом суеверные люди считали, будто земля стоит на трех слонах, а те, в свою очередь, на черепахе, и научные открытия общество всегда принимало с огромным трудом. Сейчас мы серьезно воспринимаем и психологию, и синтетическую биологию, и экономику, и у нас нет причин считать эти науки шарлатанством. Так же и с коучингом. Но отличие нашего настоящего от прошлого заключается в том, что мы уже не имеем ни права, ни свободного времени сжигать ученых на кострах, а должны вовремя принять то, что поможет нам стать лучше и гибче.