Как выбирали себе жен запорожские и донские казаки

Казаки, жизнь которых была полна путешествий и сражений, относились к женитьбе очень ответственно. Казачья жена должна была не только стойко переносить тяготы, на которые ее обрекало длительное отсутствие супруга, но и сама, при необходимости, стать на защиту своего дома. Поэтому к будущей супруге мужчины с Запорожской Сечи и Войска Донского предъявляли целый ряд серьезных требований.

Как выбирали себе жен запорожские и донские казаки
© BigPicture.ru

Сразу же стоит отметить, что земли, на которых зародилось такое явление, как казачество, никогда не знали крепостного права. Казаки, испытывая ненависть ко всему рабскому, почти никогда не брали в жены крепостных девушек.

Они считали, что рабская психология может передаться через кровь и испортить новое поколение вольных людей. Будущих жен выбирали из свободных семей, мужчины и женщины из которых не знали «барщины» и не привыкли гнуть спину перед господином.

Но заводили семьи казаки далеко не всегда. На заре вольницы, когда жизнь казаков была наполнена лишениями, походами и битвами, женщины были для воинов только обузой и уязвимым местом. Первые казаки вели холостой образ жизни и имели связи с женщинами «без обязательств».

На Запорожскую Сечь путь женщинам был закрыт, чтобы избавить сплоченный воинский коллектив от склок, интриг и прочих факторов, способных повлиять на дисциплину. На одном из запорожских флагов была надпись: «Козак куда хочет, туда и скачет, никто за ним не заплачет».

Женились казаки в довольно зрелом возрасте, когда уходили на покой и оседали в селах и хуторах. Имея за спиной немало походов, ранений и военных трофеев, мужественный казак привлекал девиц, но с точки зрения их родни, был не слишком удачной партией.

Если приближалась война, даже воин самого преклонного возраста мог собраться и отправиться в поход, который мог длиться год или даже два. Часто глава семьи забирал с собой и сыновей, что показал в «Тарасе Бульбе» Гоголь. Примерно такая же ситуация была и на Дону, где также всегда было неспокойно.

Со временем, когда казачество окрепло, воинственные мужчины стали более склонны к семейной жизни. Вдоль Днепра и Дона появилось множество сел и станиц, где казаки жили со своими семьями, ведя крепкое хозяйство. В военное время мужчины оставляли своих жен и отправлялись в войско, а всю мужскую работу приходилось выполнять их благоверным и старшим детям.

Но женщин в Диком Поле и на Дону было совсем немного, а подходящих казаку в качестве жены еще меньше. Поэтому верных и сильных спутниц жизни приходилось искать среди «ясырок» – вольных девушек, плененных во время походов в Крым, Персию или на Кавказ.

Так исторически сложилось, что период с XVI по XVIII столетие основным врагом казачества была Османская империя. Поэтому запорожские казаки регулярно ходили в походы на Крымское ханство, а донские – на владения Блистательной Порты на Кавказ и в Закавказье.

«Похищение». Франц Рубо

Домой воины возвращались с богатой добычей – драгоценным оружием и посудой, парчовыми тканями, табунами породистых скакунов и, разумеется, с прекрасными пленницами. В чужих землях казаки брали в плен мусульманок из зажиточных, а иногда и аристократических семей, на которых нередко женились.

Первым делом девушек крестили, давая им привычные православному уху имена. Зарема становилась Зоей, Дайра – Дарьей, а Фатима – Феклой. Такая супруга приносила в жизнь воина особый колорит, так как была носителем чужой культуры и языка. Обычаи других стран входили в повседневную жизнь сел и хуторов, благотворно влияя на сообщество.

В просвещенном XVIII столетии некоторые женщины из казачьих родов достигли высокого положения в обществе, став фрейлинами императриц. Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова – все эти женщины были родом из казачьих станиц и отличались не только красотой и отвагой, но и остротой ума. Многие из этих дам получили блестящее университетское образование.

Но, несмотря на горячую кровь, женщины, вышедшие из казачества, никогда не принимали участия в переворотах, революциях и свержениях. Они всегда имели консервативные взгляды и были верны православию и данной единожды присяге.