Чего мы не знали о Виссарионе Белинском
Виссарион Белинский происходил из духовного сословия в низшем, провинциальном изводе. Его дед Никифор был священником села Белынь Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. В начале XVIII века это село основали выходцы из Рязанской губернии и назвали так же, как то, на Рязанщине. У Никифора Трифонова, строго говоря, фамилии не было, что означает происхождение самое простонародное. У него в 1784 году родился сын Григорий. Семья была "насквозь" религиозной, один из ее членов даже постригся в монахи. О Никифоре говорили, что он жесткий и праведный иерарх. Потом сын Никифора Григорий в конце XVIII века поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Биографы полагают, что он первым в роду получил фамилию. С нею не мудрили: Белынский, по родному селу. Однако наследная духовная стезя Григория Белынского не прельстила, он бросил семинарию и в 1804 году поступил на казенный кошт в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. На всю жизнь он сохранил вольнодумное и скептическое мышление. В Бога не верил и положенных ритуалов не соблюдал. Белынский после академии служил лекарем в морском госпитале в Кронштадте, в крепости Свеаборг и уездным врачом в пензенском Чембаре. "Комиссовали" его по болезни, на родину направили по собственному прошению. Но за время службы на севере Григорий успел произвести на свет сына Виссариона, который родился 30 мая (11 июня) 1811 года в крепости Суоменлинна. Семья Белинского. Никанор Григорьевич Белынский. Фото: muzlitpenza.ru. Григорий Белынский к старости дослужился до чина коллежского асессора и получил право на потомственное дворянство. Его жена Мария Ивановна тоже происходила из небогатой дворянской семьи, но ее отец служил шкипером. Несмотря на дворянские "корни", семья Белынских жила, прямо говоря, на грани нищеты. Характер Григория Никифоровича сыграл в этом не последнюю роль. Его отношение к вере и обрядовости отпугивало провинциальных обывателей, к доктору Белынскому обращались в крайних случаях. С появлением в Чембаре 9-го егерского полка, где были другие медики, врачебная практика отца критика приказала долго жить. Удивительно ли, что ранние годы жизни в воспоминаниях Виссариона Григорьевича описаны как период беспросветный и убогий?.. Некоторые биографы Белинского даже связывают детское недоедание со слабым здоровьем и безвременной кончиной критика. В воспоминаниях Белинского и его ближайшие люди, родители, предстают антипатичными. Судя по запискам Виссариона Григорьевича, мама его "была охотница рыскать по кумушкам" вместо воспитания и лелеяния чада. Младенец родился слабеньким и даже якобы грудного вскармливания не знал. Неизвестно, откуда Белинский выяснил эти подробности – но, по его словам, он мог питаться в детстве только гнилым молоком из рожка, который ему совала нянька. Также он уверял, что и мать его, и папаша были тяжелы на руку и скоры на расправу, так что рос будущий критик в атмосфере побоев и ругани. Отец еще и бранился как извозчик. Запомним эту важную деталь!.. Дом-музей Белинского в Чембаре. Фото: gge.ru Тем не менее, какие-то начатки знаний Виссарион дома получил, а от отца даже набрался некоторых представлений о латыни. Мальчик смог поступить в Чембарское уездное училище, а затем в губернскую гимназию, где успешно проучился три с половиной года, а затем потерял интерес к занятиям. Не к знанию как таковому, а именно к заштатному учебному заведению. Виссарион мечтал о Московском университете, что по нищете семьи было недосягаемо. И все же юноша рискнул сдать вступительные экзамены. Ему посчастливилось попасть в университет за казенный счет (как в свое время отцу – в медико-хирургическую академию). При поступлении в вуз Виссарион заменил одну букву в своей фамилии ради благозвучия. Действительно, Белинский как-то приятнее для слуха… Странно – Виссарион Григорьевич всю жизнь будто бы старался "откреститься" от своей семьи, говорил о ней с пренебрежением и даже "родовую" (в двух поколениях) фамилию видоизменил. Но чем больше он старался "обособиться" от предков, тем больше схожих черт между ними и им проявлялось. К примеру, Виссарион бросал учебные заведения, как его отец – семинарию. В университете Белинский тоже не доучился, но уже не потому, что учеба наскучила. И даже не потому, что бытовые условия проживания "казённых" студиозусов в университете были мерзкими. Бедность, скудную еду и неуют он и дома знал. Правда, этот бытовой аскетизм плохо сказался на здоровье молодого человека – но вряд ли он и под отчим кровом пребывал бы в лучшей обстановке… Напротив, в стенах университета Белинский получил некое моральное удовлетворение: дух знаний, студенческие кружки, новые идеи захватили его... и сыграли с ним злую шутку. В студенчестве Белинский написал драму "Дмитрий Калинин" в духе "Разбойников" Шиллера – с романтическими устремлениями главного героя и неприятием крепостного права. Он предъявил сочинение в цензурный комитет, где заседали университетские профессоры, и преподаватели оказались в курсе воззрений студента… Белинского исключили из университета, объяснив этот жест слабостью его здоровья и скромностью дарований. Возможно, так сформулировали, чтобы не привлекать внимания к вольнодумству молодца. Не исключено, что неумение "быть в русле" общепринятых взглядов Виссарион перенял от отца. А великий критик зародился из неудавшегося литератора. В последующих эпохах эта закономерность не раз проявлялась. Молодой Виссарион Белинский. Фото: Википедия. Вышибленный из университета Белинский остался без средств к существованию, пытался прокормить себя частными уроками и переводами. Только знакомство с профессором Надеждиным, основавшим в 1831 году журнал "Телескоп", привело к возникновению именно того Белинского, какого мы знаем. Для "Телескопа" Белинский тоже поначалу делал переводы. Но в сентябре 1834 года он, напитавшийся философских исканий в кружке Станкевича, выступил с первой своей серьёзной критической статьёй. То были "Литературные мечтания. Элегия в прозе". Возможно, первый обзор исторического развития русской литературы. В духе гегельянства. Так и родился великий русский критик Белинский. Фраза Белинского из этого обзора: "У нас нет литературы, я повторяю это с восторгом, с наслаждением…" – воистину бессмертна, ибо используется по сей день представителями самых разных литературных и идеологических "лагерей" (в свою пользу, разумеется). Правда, у Белинского было оптимистичное продолжение: "…ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов". Он задолго до Ленина заклинал: "Но теперь нам нужно ученье! ученье! ученье!.." Тут тоже ничего принципиально не изменилось. Белинский был одним из крупнейших идеалистов своего времени, несмотря на то, что параллельно с тем был человеком мизантропичным. Если вдуматься, критика и благодушие несовместимы. Белинский был "неистов" в отношении всего, что, как ему казалось, мешает русской литературе или не дает вожделенного "ученья". Однако к людям в массе своей он относился плохо, и этот факт о характере "неистового Виссариона" не слишком известен. Давайте взглянем на Виссариона Григорьевича с "человеческой" стороны. В 2017 году на портале "Горький" вышла статья Светланы Волошиной под заголовком "Белинский – hate machine. Как, кого и зачем проклинал великий литературный критик". Автор статьи взяла на себя труд доказать, что "темперамент "Неистового Виссариона"... в полной мере оценить ...можно только после знакомства с корпусом писем Белинского. Все то, чего нельзя было сказать в подцензурных статьях, критик сообщал в посланиях ближайшим адресатам, не стесняясь в выражениях". Письма включены в собрания сочинений Белинского в сильно отредактированном (отцензурированном) виде, потому что из них следует: критик хорошо знал слова из лексикона своего отца и не стеснялся их применять в письменном виде. Сочинения Белинского. Фото: auction.ru Чаще других критик писал своему другу Василию Петровичу Боткину. Едва ли не постоянно в них фигурировали были три журналиста, связанные с Третьим отделением: Осип Сенковский, Фаддей Булгарин и Николай Греч. Всю эту троицу Белинский именовал "сквернавцами и плюгавцами". Фамилия Булгарина служила ему ругательством. Николая Греча, несмотря на его усердное составление учебников по русской грамматике (казалось бы, вот оно – ученье!..), Белинский звал "литературный Ванька-Каин", сравнивая просветителя с гнуснейшим разбойником (явно не шиллеровским). В его глазах Ванька-Каин был способен на любое падение. С этим персонажем Белинский сравнивал тех, кого истово презирал. В конце 1830-х годов к объектам ненависти Белинского примкнул Николай Полевой, бывший редактор журнала "Московский телеграф". Полевой водил дружбу с Булгариным. За это Виссарион Григорьевич его возненавидел. Вероятно, верноподданнические взгляды Полевого тоже сыграли для социалиста Белинского свою роль. Николая Полевого Белинский называл не иначе, как мерзавцем и подлецом первой степени. Не выносил он и издателя журнала "Отечественные записки" Андрея Краевского (тому тоже доставалось прозвище "Ванька-Каин"). Белинского в порыве гнева не смущало ничего: ни то, что издание слыло лучшим по России в 1840-х годах, ни что Краевский давал возможность заработать гонорарами многим литераторам, включая… правильно, его самого. Исследователь считает, что на почве гонораров и рассорился Белинский с Краевским. Картина А. Наумова "Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского". 1881 год. Фото: Википедия. Что касается литераторов, то в письмах о них Белинский изливал все, чего не мог сказать в статьях. В том числе матом. Остается "белым пятном" отечественной культуры, знали ли объекты неприязни Белинского, какого он о них мнения. Впрочем, большинству поэтов и писателей было довольно и того, что писал Белинский об их творчестве. Неистовый темперамент способствовал раскрытию критического дара Белинского, но он же делал его порой необъективным экспертом. В середине 1830-х годов Белинский в статье о поэте Владимире Бенедиктове разнес его в пух и прах, заявив, что тот владеет размером и рифмой, но начисто лишен поэтического дарования. Дмитрий Бак на семинарах критики на Совещании молодых писателей Союза писателей Москвы неизменно рассказывает молодежи историю Белинского и Бенедиктова. Мнение, что Бенедиктов – не гений, а эпигон, до сих пор неоспоримо. Хотя оно неверно: Бенедиктов – не настолько бездарен, как думал Белинский. И все же в Золотом веке одно слово критика создавало автору репутацию. Но ведь никакой критик не мог претендовать на абсолютное всеведение. В целом по этим примерам видно: Белинский прожил тяжелую жизнь. Трудно жить, когда кругом себя видишь только подлецов, мерзавцев, бездарей и Ванек-Каинов. Но какого еще взгляда на мир ожидать от человека, для которого родные отец и мать были не более чем "душителями" и мучителями?.. В формирование характера Виссариона Григорьевича внесли горькую лепту родительское равнодушие, грубость, жестокость. Подхваченная смолоду чахотка, физическая слабость, безденежье тоже сказались. За гонорары Белинский бился не из жадности, а от необходимости "работать на лекарства". С врачами он контактировал всю свою недолгую жизнь (36 лет), пытался если не прогнать болезнь, то сохранить здоровье. При возможности Белинский выезжал за рубеж, обращался и к французским и к немецким докторам. Большинство из них были натуральными шарлатанами. И даже честные врачи не так много могли сделать: туберкулез до сих пор полностью не побежден, хотя за полтора столетия медицина шагнула далеко вперед. Однако лечение разорило Виссариона Григорьевича. Он умер, опутанный долгами. Единственный плюс, если можно так выразиться, безвременной смерти – что Белинский не увидел новых гонений на свои сочинения. Незадолго до смерти его перестали печатать и даже пригласили в III отделение на профилактическую беседу. Критик не смог подняться с постели. После его смерти не то что труды – само его имя на долгие годы исчезло из печати как символ русского либерализма. Например, открытое "Письмо Н. В. Гоголю 15 июля 1847 г." было официально опубликовано только после революции 1905 года. А до того ходило среди демократически настроенной интеллигенции в списках. В 1905 году вышло четырехтомное собрание сочинений критика. Белинский на смертном одре. Гравюра Лаврентия Серякова. Фото: Википедия. Виссарион Белинский скончался 7 июня (по новому стилю) 1848 года, пяти дней не дожив до своего 37-летия – возраста, после гибели Пушкина считающегося роковым для творческих людей. Он был похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Интересно, что именно с захоронения Белинского началось создание "Литераторских мостков" – некрополя светил российской словесности. Так же, как с деятельности Виссариона Белинского началось представление о русской литературной критике больше чем о профессиональной деятельности и способе заработка – о смысле и стиле жизни, бытийственной философии. Этим он нам и ценен. Фото: Википедия