Войти в почту

— Когда расписывала первых кукол, мои двоюродные братья, художники по профессии, не могли удержать смех, — вспоминает мастер кукол из Владикавказа Раиса Янбухтина. — Работы им казались похожими на детские.

Взрослые игры
© «Это Кавказ»

С тех пор ее персонажи из полимерной глины побывали на нескольких выставках и обрели свое место в частных коллекциях.

А началось все, конечно, в детстве.

Содрать голову и сделать по-своему

— В моем детстве куклы были из резины. Помню своих двух негритят, которым я ноги лезвием разрезала, чтобы можно было шить на них одежду. Семья не зажиточная, одежду мастерила из лоскутков, которые оставались после маминой работы — она была портнихой, — вспоминает Раиса.

Потом она шила мягкие игрушки по выкройкам «Бурды» и других журналов уже для своих детей. Но начались семейные заботы, и пришлось надолго забросить увлечение. Вернулась в мир кукол, когда дети выросли, разъехались — и появилось свободное время.

Вернулась всерьез: прошла обучение в школе кукольного дизайна в Москве. В столице же научилась и расписывать кукол. После первых неудач попросила знакомого художника помочь.

— Результат не понравился. Получилось красиво, невозможно красиво. Но для меня это была просто картина, бездушная и не живая. Хотелось расписать куклу так, чтобы она могла выражать эмоции — настоящие, чтобы ей можно было верить. Пришлось содрать голову и расписать по-своему.

Ангелы за плечами

Именно такими, настоящими, оказались два ангела — хранителя дома и секретов. Два невероятных старика с добрыми глазами и загадочной улыбкой. Хочется рассматривать каждую деталь — множество морщинок на лице, приподнятые брови, выдающие в них заинтересованных слушателей, нос картошкой. На руках выписаны даже линии жизни и судьбы.

— Эти куклы как обереги, — говорит Раиса, — я их никогда не отдам, они не продаются. Мне интересно было работать над деталями, создать выразительные руки, подчеркнуть вены, суставчики, ножки. Сейчас уже, спустя время, понимаю, что технология изготовления была неправильная, но переделывать бы не стала.

С ангелами Раиса попала на свою первую международную кукольную выставку в качестве зрителя и воспользовалась возможностью показать работы именитым мастерам. Вердикт был ободряющий: «Надо учиться, и все получится».

— Разные техники, стили и видение — на меня обрушился целый водопад эмоций, так все было интересно. Я тогда вернулась окрыленная и воодушевленная с твердым решением: мои куклы тоже станут экспонатами выставки.

Джон Сноу в гостиной

Мастерская Раисы — прямо в доме. Мастер работает с запекаемым и литьевым пластиком, напоминающим фарфор, и с текстилем. Запекаемый пластик, он же полимерная глина, «готовится» в аэрогриле. Температура закрепляет форму. Инструменты — стоматологические стеки, маникюрные инструменты, силиконовые кисти. С их помощью неодушевленный пластик становится живым.

В руках Раисы материал мягкий и податливый, буквально пару секунд — и бесформенная масса приобретает очертания. Уже угадывается лицо, вырисовываются скулы, появляются глаза. Заготовка очень похожа на инопланетное существо. Какой она станет дальше? Раиса не знает — результат всегда непредсказуем. В ее гостиной — и герой сериала «Игра престолов» Джон Сноу, и колоритная Коломбина, и Малефисента, и рыжеволосая Тыквоголовка, и умещающиеся на ладони куклы-младенцы, и другие вымышленные персонажи. Кукла сама выбирает, какой ей стать, и уже рождается со своим характером, уверена Раиса. Главное довериться интуиции.

— В изготовлении куклы важен творческий подход, следовать строго меркам не получится, — комментирует Раиса. — Кроме того, необходима усидчивость: на создание одной может уйти месяц, а то и больше. Стилизованные куклы редко имеют «правильные» пропорции, к примеру, чтобы подчеркнуть нежность, могу умышленно сделать слишком маленькие ручки или большие распахнутые глаза. Нет задачи сделать максимально похожее человеческое лицо, работа должна сохранять свою «кукольность».

Для волос мастер использует натуральный козий пух, который сама выстирывает и красит. Когда кукла готова, остается ее одеть.

— Лепить и рисовать я очень люблю, чего нельзя сказать о подборе нарядов. Хотя я работала в ателье и шить умею. Одной кукле даже наряд подбирала раз пять, но ни в одном из них она не смотрелась органично, пока не сделала ее Коломбиной.

Дорогое удовольствие

На первой выставке Раисы когда-то состоялась и ее первая продажа. У каждого человека своя причина купить куклу, говорит мастер. Кого-то они спасают от одиночества, других возвращают в детство, иногда кукол приобретают для подарка близкому человеку.

— Я всегда вижу, когда искренне восхищаются моей работой. Если нравится кукла, а финансы не позволяют приобрести, могу снизить цену. Одна клиентка, которой я сделала хорошую скидку, при встрече с такой теплотой рассказывала, как живется у нее моей кукле, словно о живой говорила. Это очень приятно. Есть мастера, которые на выставках не разрешают трогать свои работы, я же позволяю. И для меня главный бонус участия в выставках — атмосфера и отзывы посетителей. Но, признаться, я не продавец по сути, мне больше нравится мастерить и учиться.

Кукла — элитный вид искусства и удовольствие дорогое не только для коллекционера, но и для создателя. Затраты не только финансовые, но и временные: одну куклу мастер может изготавливать больше месяца, а ученический путь — бесконечен.

— Куклами увлекаться — очень дорого! Материалы для их изготовления не дешевые, как и места на выставках, которые, ко всему прочему, еще и в дефиците. Мое творчество особой прибыли не приносит, да это и не самоцель. Зато оно гарантированно обогащает эмоциями и меня, и других.