Золотом по бархату

Это народный промысел сейчас выглядит как архаичная экзотика. Но во второй половине 18-го – первой половине 19 веков мастерицы из Торжка славились на всю Россию. Женщины вышивали головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, детали народного костюма и предметы церковного обихода. Поступали заказы от императорского двора. Только для красивых Например, Екатерина II заказала у местной золотошвейки бархатное платье с двухметровым шлейфом, расшитое розами. Однако мастерица показалась ей непривлекательной, и императрица дала ей наказ обучить искусству наиболее симпатичных крепостных. «Золотое шитьё, – сказала Екатерина II, – должны вышивать только красивые девушки». Эту и другие легенды поведала нам мастер золотного шитья, преподаватель золотошвейного училища Любовь Цветкова. На Коренскую ярмарку мастерица привезла немало удивительных экспонатов. Среди них замысловатые кожаные туфли. Такие носили знатные люди в 18 веке. Обувь была сделана мастером на заказ, а Любовь расшила её в старинной технике. – Эта выставочная модель. Но если на продажу, то стоили бы такие туфли не менее пятидесяти тысяч рублей: ручная работа! – говорит женщина. – Сейчас на ярмарке обменялись контактами с курским обувным мастером, обсудили возможность совместного проекта по изготовлению аналогичных, но более простых в исполнении, с машинной вышивкой, туфель. Изначально Любовь хотела связать жизнь с медициной, но, проработав в этой сфере неделю, поняла, что не её это призвание. Собрала вещи и поехала с сестрой в Торжок. – Сорок лет ходишь на работу, как песню поешь, – рассказывает мастерица и протягивает образцы вышивки. – Попробуйте, какое ощущение? На ощупь вышивка как металл. – Если потрогать, когда на улице холодно, кажется, поверхность ледяная. Чем затейливей, тем круче О своём городе женщина рассказывает подробно и увлечённо. – Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка. Есть такая приговорка. Городу 1028 лет, он стоит на холмах. У нас голубиный город, шесть птиц на гербе – символ богатства и гостеприимства. Торжок славится не только золотым шитьём, но и металлическим кружевоплете-нием. Когда девушка видела перед собой «предмет» (так называли жительницы Торжка молодых людей), она прикрывала рот перчаткой. Чем затейливее рисунок, тем искуснее рукодельница, а чем больше драгоценных металлов и камней, тем богаче считалась невеста. Александр Сергеевич Пушкин нередко посещал Торжок. Здесь он познакомился с искусством золотошвеек, которое вызвало у него восхищение. Он приобрёл несколько нарядных поясов и отправил вместе со стихами княгине Вере Вяземской. Поэт надеялся, что получательница столь щедрых подарков «всю прелесть московскую за пояс заткнёт». Любовь Цветкова часто бывает в школах. Облачается в народный костюм и рассказывает детям о профессии. И обязательно начинает со сказки: – Бедная девушка сидела на поле. Ей было скучно и грустно, она была в бедном стареньком платье. И вот она посмотрела на солнце и сказала: «Солнышко, дай мне золотую ниточку, я хочу себя разукрасить». И солнышко её пожалело и кинуло лучик. Она расшила своё платье, чем удивила народ, и стала учить других, как попросить у солнышка золотую нить. Традиционное золотое шитьё в городе Торжок – золотом по бархату. – В 18 веке вышивали чистым золотом: из слитка золота вытягивалась пластинка. Сейчас содержание золота в нити 9 процентов, – рассказывает Любовь Евгеньевна. – Такие нити делают в городе Денисов. Золотая нить и сегодня помогает перенестись в поистине сказочную атмосферу. Неслучайно многие сюжеты на выставке мастерицы посвящены сказкам Пушкина. Золотой петушок, купола, жар-птицы и совы, Пушкин и Натали Гончарова… Сюжетов множество – Золотом вышивать можно разные рисунки: от орнаментов до портретов. Сейчас жить стало еще интереснее. Благодаря Интернету узнаёшь много новой информации, знакомишься с людьми. Золотые традиции Торжка продолжают дочь и сын мастерицы. Сын научил женщину компьютерной вышивке. – А есть среди ваших учеников парни-золотошвеи? – За сорок лет я обучила золотному шитью троих молодых людей. Двое из них уехали в Финляндию, где вышивают туфли, а еще один – плащаницу в церковно-приходской школе, работает фотографом при храме. Церкви можно увидеть на многих работах золотошвеек, многие вышивают иконы. Это и неудивительно. У нас 36 монастырей. Вероника ТУТЕНКО В ТЕМУ Вышивка золотой нитью зародилась на Востоке, свидетельством этого являются первые археологические находки расшитых, вернее, сотканных из золотой нити предметов, которые датируются 6-5 вв. до нашей эры. Со временем это искусство распространилось по территории Сибири, Кавказа, Поволжья, Азии и Европы. Учёным часто встречаются предметы, вышитые золотой нитью, которые они находят в погребениях, датируемых 1-4 вв. нашей эры. На Руси, по мнению историков, золотое шитьё появилось около десяти веков назад и пришло к нам из Византии. Нитки для золотого шитья изготавливались из золота, расплющенного в тонкие пластинки и нарезанного на очень узкие полоски. Первоначально золотая вышивка применялась для оформления церковной одежды. Служителям церкви расшивали епитрахиль, оплечье и стихарь. Церковные одежды расшивали в монастырях. Труд был тяжёлым и недешёвым. Технология вышивки разнообразна, разделяют ее по способам прикрепления металлической нитки на формах с выпуклой или плоской настилкой. Для вышивания употребляется очень прочная и толстая ткань. Обычно используют толстую шёлковую материю, сукно, бархат, кожу. Для работы, кроме ткани, иглы, нити и пяльцев, требуется шило. Отверстие, где должна проходить игла с металлической ниткой, делают заранее с помощью шила (особенно при работе с кожей). Золотые нити очень жёсткие и плохо гнутся, поэтому перед работой их советуют нагреть на батарее – при высокой температуре металл становится мягче и пластичней.