Любимая отговорка аферистов: коварные психологические приемы, которые используют мошенники
Специалисты по безопасности предупреждают россиян о новом виде мошенничества. Аферисты создают фейковые сайты со скидками и акциями. Когда пользователь вводит данные своей карты для получения кэшбека, мошенники списывают имеющиеся на ней средства.
Корреспондент «МИР 24» выяснила, какими психологическими приемами пользуются мошенники чаще всего.
Одна из популярных манипуляций – «дверь в лицо» – заключается в том, что люди склонны идти на уступки и соглашаться с малопривлекательным предложением, если до этого их попросили выполнить еще более обременительную просьбу. Техника была открыта американским психологом Робертом Чалдини. Однажды к нему на улицу подошел мальчик и предложил купить билет на ежегодное представление бойскаутов за пять долларов. Психолог отказался, после чего мальчик предложил купить две плитки шоколада всего за два доллара, на что Чалдини согласился. Лишь после он осознал, что стал жертвой манипуляции, так как не любит шоколад.
«Мошенники могут использовать разные приемы. Часто применяют «цейтнот», когда решение надо принимать прямо сейчас. У жертвы не должно быть времени подумать. Мошенники стараются сделать так, чтобы человек сразу принял решение. То есть, куй железо, пока горячо. Еще один популярный инструмент – фальшивая вежливость, когда мошенники называют жертву по фамилии и имени. Без грубости и прямых угроз общаются с собеседниками, маскируясь под корпоративную культуру тех организаций, за работников которых себя выдают», – говорит руководитель направления профайлинга в «СерчИнформ» Алексей Филатов.
Еще один популярный механизм – заставить человека чувствовать «страх потери». В этом случае мошенники ссылаются на то, что, бездействуя, можно потерять все, объясняет эксперт.
«Страх хорошо мотивирует. Если жертву сильно испугать, она будет делать то, что говорят на другом конце провода. Поэтому стоит мошенникам сказать, что со счетом происходят какие-то опасные операции, жертва без раздумий бросается «спасать» свое имущество. Еще один способ – это разыгрывание некомпетентности «клиента». Жертва чаще всего не знает, что нужно делать в критической ситуации, какая информация является ценной и важной, а какая – нет. В то же время, на противоположной стороне сидит уверенный специалист и четко говорит, как поступить. Поэтому остается только соглашаться с компетентным «работником банка» и действовать согласно инструкции», – говорит Филатов.
Противоположная манипуляция «двери в лицо» – техника «нога в дверь». Заключается она в том, что человек после выполнения незначительной просьбы чувствует себя обязанным выполнить более обременительное требование. Чаще всего ее используют в торговле, управлении и сфере обслуживания. Кроме того, именно этим методом пользуются сектанты, заманивая людей в религиозные организации. Вербовщик одной из сект Джим Джонс рассказал, что обращался к прохожим с просьбой потратить пять минут своего времени, чтобы заклеить и отправить несколько конвертов. После этого люди соглашались исполнять новые задания. Например, изначально пожертвования в секте носили добровольный характер, а спустя некоторое время стали обязательными. Сумма постепенно становилась все больше, до тех пор, пока люди не отдавали все, что у них есть.
«Мошенники часто используют удар по базовым эмоциям человека. К базовым относятся эмоции, обеспечивающие выживание: злость, отвращение, страх, счастье, печаль, удивление, любопытство. Этот тип эмоций обеспечивал первобытным людям быструю оценку ситуации и реакцию на опасность. Вторичные эмоции возникают, когда мы обдумываем происходящее. В числе вторичных эмоций – интерес, возбуждение, стыд, вина, раскаяние. Мозг обрабатывает базовые эмоции значительно быстрее, но главное – в этом процессе не участвует интеллект, организм реагирует рефлекторно. Таким образом, удар по базовым эмоциям – отличный способ обеспечить быструю и необдуманную реакцию жертвы», – отмечает Филатов.
Например, телефонные мошенники из «службы безопасности крупного банка» используют страх и жадность, когда сообщают жертве, что на нее оформлен кредит или со счета выполнен перевод средств. Первой реакцией, скорее всего, будет попытка сохранить деньги. Тем более что собеседник заботливо подсказывает выход – сообщить ему код, и он все сделает в лучшем виде», – рассказывает директор «Антифишинг» Сергей Волдохин.
Еще одна психологическая техника – это давлением авторитетом. Любая информация из авторитетного источника воспринимается менее критично. Звонок из «службы безопасности» крупного банка или от «сотрудника ФСБ», который просит помочь, эксплуатируют именно эту особенность человеческой психики, считает эксперт. «Многие с готовностью выполняют указания «представителя власти» или «уполномоченного сотрудника», чем и пользуются преступники», – сказал Волдохин.
Другой популярный эффект, который используют мошенники в манипуляциях – феномен «нога во рту». Заключается в том, что человек ответивший на «ритуальный» вопрос («Как дела?») «ритуальным» ответом («Все хорошо») склонен положительно ответить на просьбу о помощи. Принуждение будет еще сильнее, если человек, получивший «ритуальный» ответ, после этого добавит: «Рад это слышать». Открыл эту технику исследователь Дэниел Ховард. Ученый заметил, что данной манипуляцией часто пользуются некоммерческие организации, ищущие пожертвования. Ховард объяснил эффект тем, что информация, которую человек сообщает о себе, заставляет его чувствовать давление, из-за чего он соглашается выполнить запрос, на который в обычное время не согласился бы.
«Незнание закона – еще одна уловка, на которую часто попадаются добропорядочные граждане. Например, когда им говорят, будто на камере в магазине видели, как они складывали продукты в сумку или «повредили» машину, «задели машиной ребенка». В таких мошенничествах на любую ситуацию найдутся «свидетели», записи видеорегистратора. Только их никогда не видит жертва, поскольку заплатит или обратится в полицию», – комментирует адвокат Елена Кудерко.
Если человек уже заключил договор, то он с большей вероятностью согласится на малопривлекательные изменения условий сделки. Этот психологический феномен называется «техникой выбрасывания низкого мяча». Объясняется тем, что когда человек уже наслаждается перспективой выгодной сделки и удовольствием от будущего потребления, отказ от этой сделки вызовет у него когнитивный диссонанс. Таким образом, индивид подсознательно старается преуменьшить негативный эффект от невыгодных изменений в условиях договора с помощью принятия.