Сидя дома – от гречки до хоум-офиса

В первую волну коронавируса люди сметали с полок гречку, консервы и туалетную бумагу. Так выглядела подготовка к домашней изоляции.

Сидя дома – от гречки до хоум-офиса
© Уралинформбюро

Следующие волны обозначили спрос на технику для дома, который превращается в офис. По данным Ozon, объем таких покупок в январе-июне 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего вырос в 8 раз.

Корреспондент "Уралинформбюро" обсудила с психологом Вячеславом Козловым новеллы "удаленки".

- Можно ли на втором году нашей жизни с COVID-19 говорить о коронавирусном синдроме?

- По большому счету мы имеем дело с одним из вариантов того, что в психологии называется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) – это тяжелое состояние, которое возникает в результате мощнейшего негативного воздействия на психику. Оно может появиться у человека, который попал в зону боевых действий, подвергся насилию, у которого сгорел дом. Встреча с пандемией COVID-19 и необходимость отказаться от привычного образа жизни для многих оказалась травмирующей. Немалое количество людей потеряли работу, у кого-то умерли близкие, кто-то столкнулся с постковидными осложнениями.

- В итоге паника?

- Что такое паника? Это - сильнейшее переживание от того, что мне угрожает опасность, с одновременным ощущением потери контроля над происходящим. А что мы можем хоть как-то контролировать? Например, запасы чего-то первой необходимости. Вот и пытаемся таким образом хоть как-то вернуть себе ощущение контроля и безопасности, ощутить почву под ногами. Насколько скупка всего и вся в этом помогает? Не знаю, если и помогает, то, думаю, ненадолго.

Вячеслав Козлов. Фото: Facebook

- Почему длительное пребывание на "удаленке" вызывает фобии?

- Для человека важно живое общение, важно делиться своими чувствами, мыслями и переживаниями и разделять чужие. И делать это не в переписке, не по телефону и даже не по видеосвязи, а именно живьем, лицом к лицу. Ведь по скайпу невозможно пожать руку и обнять близкого человека. Обстоятельства лишили многих из нас этой ценной и необходимой возможности. Оказавшись запертыми в своих стенах, мы попали в среду, в которой нет изменений. Наше внимание обратилось во внутренний мир и обнаружило там очень много тревог и страхов, которые жили там до этого.

Употребление алкоголя и запрещенных веществ - традиционные способы убежать от реальности. Человек недоволен тем, что происходит в его жизни, не чувствует в себе силы это изменить и не может примириться. Внутри рождается напряжение, которое требует выхода, а как его выпустить, человек не знает. Тогда он может посчитать выходом побег из реальности. Парадокс в том, что убежать из нее нельзя - потом переживается тяжелое похмелье и встреча с прежними проблемами.

- Зато с домашними мы стали находиться дольше…

- Уклад нашей жизни таков, что в среднем на реальное общение с домочадцами у взрослого человека уходит 15-30 минут в сутки, особенно это касается мужчин.

Можно сказать, что члены семьи толком и не были знакомы друг с другом. Каждый занимался своей жизнью, включался в широкий круг социальных связей, строил карьеру и так далее. И неожиданно все оказались под одной крышей, нередко без возможности уединения.

Скорее всего, у домочадцев не было запроса на такой интенсивный и продолжительный контакт, они же не отдыхать в Турцию полетели. И это значительно поднимает градус напряжения в отношениях.

- В модификации "дом-офис" останется ли уголок личного пространства?

- Личное пространство необходимо каждому из нас. А если мы большую часть времени заперты на небольшой жилплощади, то обречены постоянно нарушать границы друг друга. Еще тяжелее в домашних условиях выделить "рабочее пространство". И дело даже не в том, что нужен стол и стул, хотя и с этим бывают сложности. Загвоздка в том, как объяснить близким, что если я дома, это не означает, что я готов откликаться на обычные просьбы, которые спокойно воспринимаются в нерабочее время. Это - мощнейшая проверка на способность членов семьи договариваться и учитывать изменившиеся обстоятельства. Как правило, неумение это делать по цепочке обнажает другие семейные проблемы, обсуждения которых ранее удавалось избегать.

Офисное пространство все же дисциплинировало и организовывало. В том числе там был внешний контроль и влияние. И не только со стороны начальства, но и со стороны коллег, которые разделяли с нами тяготы различных задач и процессов.

- Наблюдается ли увеличение количества обращений?

- К привычной картине обращений добавились вопросы, связанные с переживанием восстановительного периода после ковида. Пандемия оказалась не отдельной причиной, а катализатором, который спровоцировал столкновение людей с теми проблемами, которых удавалось избегать.

- Пандемия, карантин - это затяжной социальный кризис?

- Да, и чем меньше человек внутренне готов к нему, тем сложнее его будет пережить. Кризис будет иметь долгоиграющие последствия.

Беседовала Надежда ГААГ