Войти в почту

Чапай ушел, а Штирлиц остался

Просто анекдот переживает не самые лучшие времена. Цветший некогда буйным цветом на всех застольях и в курилках, ныне он изрядно усох, скукожился и опростился, практически перестав быть жанром устного народного творчества. Что довело его до жизни такой? Давайте разбираться.

Чапай ушел, а Штирлиц остался
© Вечерняя Москва

Не так давно коллега, который ищет анекдоты для вечернего выпуска «Вечерней Москвы», пожаловался на нелегкую долю: анекдоты, мол, нынче пошли какие-то дефективные — мало того что не смешные, так еще и по форме странные. Вот раньше, например, у любого анекдота непременно был глагольный зачин («встретились русский, немец и француз…», «приходит муж домой…», «сидит чукча у чума…» и т.д.), дальше шли какие-то события или персонажи обменивались парой реплик, после чего наступала смешная концовка.

Сейчас, по словам коллеги, словом «анекдот» маркируется что ни попадя: и афоризмы, и смешные фразы, и вымученные кем-то в тяжких мозговых потугах шутки, и обезличенные реплики «вопрос-ответ», и даже длиннющие — в полторы страницы — рассказы.

И действительно, если зайти на «Анекдот.ру» и посмотреть, что там висит сейчас в топах, окажется, что лучшим анекдотом месяца признан такой: «Удивительно, как быстро меняется волевое, честное, открытое лицо на предвыборных плакатах кандидата на сонную, безразличную, лоснящуюся физиономию действующего депутата». Анекдот? Все что угодно, но только не он. И если спуститься по ступенькам рейтинга дальше, там царит все такое же неканоническое безобразие: шутки, прибаутки, мудрые мысли, каламбуры…

Со старым, добрым классическим анекдотом, и правда, как-то неладно. Вот когда вы слышали его в последний раз? Нет, не читали, а именно слышали — от знакомых, друзей, родственников, в транспорте, магазине, кафе? Да еще чтоб не бородатый и на злобу дня. Хотя ладно, можно даже без злобы — просто свежий смешной анекдот из уст рассказчика? Вот и я не помню.

— Уже два-три десятилетия идет трансформация этого жанра, — говорит Алексей Шмелев, завотделом культуры речи Института русского языка им. В. В. Виноградова и автор трудов по анекдотоведению. — Где-то с 90-х анекдот еще продолжал функционировать, как и раньше, но становился постепенно менее популярным в силу гласности — известно, что при тоталитарных режимах анекдоты цветут пышным цветом. Так, особую популярность он приобрел у нас только в 20-е годы ХХ века, хотя, выйдя из еврейских местечковых притч, существовал уже в конце XIX. В императорской России того времени практически не было политических анекдотов, потому что была свобода печати, и они спокойно печатались в «Сатириконе»…

Над чем же смеялись тогда россияне? «Пушкин и Лермонтов пошли на бал. Сидят и кушают арбузы. Лермонтов съест ломоть, а корку подкладывает Пушкину. А потом и говорит: «Господа! Вы посмотрите, какой Пушкин обжора! Вон сколько у него корок!» А Пушкин отвечает: «Господа! Вы гляньте, какой обжора Лермонтов! Он даже корки свои съел!». Вот такая наивная милота.

После революции шутить стали жестче. «Послал Бог Иисуса выяснить, что там в России творится. Тот не вернулся. Отправил он тогда ангела на розыски. Тот возвращается с запиской: «Ведут на допрос. Арестован. Христос». Господь посылает на выручку Ильюпророка. Тоже глухо. Посланный ангел снова приносит записку: «Сижу и я. Пророк Илья». Тогда в Россию отправляют Моисея. От того скоро приходит телеграмма: «Жив, здоров. Нарком Петров». Доставалось и большевистской верхушке: «Сталин говорит Радеку: «Вот ты про меня сочиняешь анекдоты, а я ведь все-таки вождь» — «Ты вождь? Этого анекдота я еще никому не рассказывал».

Удивительно, но до второй половины 1930-х годов за анекдоты преследовали редко, больше шансов было сесть за публично спетые «клеветнические» частушки. Но потом, конечно, гайки подзакрутили. И — анекдоты зацвели буйным цветом, да так, что практически все, по сути, обрели политическую окраску, ведь анекдоты про грузин, армян или чукчей подрывали дружбу народов, анекдоты про мужа с женой клеветали на образцовую советскую семью, истории про Чапаева выставляли героя революции простаком и т.д. Даже шкодливый Вовочка, если подумать, был стебом над классической формулой «пионер — всем пример», а то и над кудрявым блондинчиком с октябрятских звездочек (а анекдоты про Вовочку известны как минимум с послевоенных времен).

В общем, анекдот прочно обосновался на одной шестой части суши, пока эту сушу не начали активно дербанить. С перестройкой и гласностью началось такое буйство свободы слова, что необходимость в анекдоте как в способе информации или коммуникации (а он в СССР всегда был способом выказать человеку особое доверие, принять в свой круг) постепенно стал сходить на нет. Ну и окончательно его подкосила вдруг нагрянувшая IT-эпоха.

— На протяжении практически всего ХХ века анекдот существовал исключительно как устный жанр, — продолжает Шмелев. — Многие анекдоты имеют жестовую составляющую, важную роль играет интонация и т.д. Более того, анекдот — это что-то такое, что всегда предваряется сообщением: «А знаете анекдот?..».

Перед шуткой никогда нет анонса. Так было до тех пор, пока анекдоты не начали издавать, заполняя ими всякие тематические сборники, и в изобилии добавляя к ним до кучи шутки, байки, забавные фразы, прибаутки — в общем, что нашли (придумали), то и добавили. Все эти жанры, конечно, существовали и в советское время. Ну, например: «Водку? Теплую? В такую жару? Натощак? Без закуски? Конечно, буду!» . Но эта клишированная шутка ни в коем случае не считалась анекдотом, и все это прекрасно понимали. С началом перехода на письмо это понимание постепенно стало утрачиваться. И теперь мы имеем то, что имеем: составители не заботятся о чистоте жанра, а читатели считают анекдотом все, что таковым выставляется. Да еще и у молодежи этот жанр утратил свою значимость…

Пару лет назад питерские психологи предложили молодняку 18–29 лет прочитать сет из семи анекдотов. Все «имели хождение в русскоязычном культурном пространстве, были лишены религиозного, сексуального, этнического или политического содержания и отличались длиной, способом создания комического эффекта, темой и персонажами». После чтения респондентам задавали кучу наводящих вопросов (каждый опрос длился от 30 до 80 минут!), общий смысл которых сводился к одному: «Как вам этот анекдот?».

В общем и целом оказалось никак. «Очень тупо», «Старо», «Похоже на 90-е», «Такое печатают на последних страницах сборников сканвордов», ну и так далее. Уж не знаю, что за угарные истории отобрали мозговеды — об этом они скромно умолчали, да и найти семь анекдотов, лишенных религиозного, сексуального, этнического или политического аспекта еще постараться надо (над чем тогда смеяться?), но мнение молодежи было однозначным.

Более того, все в один голос заявили, что жанром этим не пользуются, не интересуются и шутки предпочитают иные — спонтанные. Те, что рождаются здесь и сейчас. Ну, или те, что присылают друзья в мессенджеры — мемы, смешные картинки с подписями, короткие фразы. Объяснили респонденты и устаревание анекдота как жанра — доступностью интернета, обширностью информации и… собственным остроумием: «Раньше, наверное, на ходу тяжелее было придумывать шутки, а сейчас поколение такое, которое может на ходу придумать шутку — и она будет смешнее, нежели заранее выучил и рассказал». Вот такие унылые люди произвели их, оказывается, на свет: ни тебе сострить спонтанно, ни пошутить нешаблонно.

Так нужно ли оплакивать анекдот или стоит воспринять его тихое угасание как естественный процесс?

— Речевые жанры могут как умереть, так и видоизмениться, — объясняет Шмелев. — Но когда мы видим изменения, всегда возникает вопрос, а тот ли это самый жанр или нет. Возможно, анекдот и не умрет, а просто переродится во что-то, но в том виде, в котором мы его знаем, он, скорее всего, завянет.

Наверняка канут в Лету и многочисленные персонажи, населявшие некогда наши анекдоты. Давно уже не рассказывают историй про майора Пронина и Веронику Маврикиевну, подрастеряли задор Чапаев и Петька, упокоился где-то новый русский, и лишь непотопляемый Штирлиц практически в одиночку держит пока еще оборону: «В баре за стойкой мужчина в ОЗК смешивает в колбе ядохимикаты. «Новичок!» — подумал Штирлиц». Практически свежак...

— В функционировании персонажей важно, чтобы они были на виду у всех, — говорит Шмелев. — Анекдоты про Чапаева появились после выхода одноименного фильма, «17 мгновений…» смотрели всей страной, «Гусарская баллада» и «Война и мир», вышедшие примерно в одно время, породили поручика Ржевского. Сейчас, когда в распоряжении каждого — десятки телеканалов и интернет, трудно найти персонажа, о котором бы знали абсолютно все. Разве что политики...

Политики на упомянутом в начале сайте и вправду хватает. Практически весь месячный рейтинг за редким исключением — одна сплошная она. То ли гайки в запале перекрутили, то ли и вправду единственное, что нас теперь объединяет, это мысли о том, что творится с родиной и с нами.

ИСТОКИ

Старейший дошедший до нас сборник шуток — греческий «Филогелос» («Любитель смешного») — датируется IV веком н.э. Некоторые из этих шуток выглядят вполне современно. Например: «Молодой муж спрашивает свою темпераментную жену: «Чем займемся, дорогая, сексом или поедим? » — «Выбирай, но в доме нет ни крошки».

БЫЛО ДЕЛО

Анекдоты про армянское радио начались после того, как один из его дикторов оговорился в эфире: «В капиталистическом мире человек эксплуатирует человека, а в социалистическом — наоборот». Анекдоты эти были настолько популярны, что ходили по всему соцлагерю.

Как-то в 70-е в Москве проходило Всесоюзное совещание работников радио и ТВ. И когда ведущий объявил: «Слово предоставляется представителю армянского радио», в зале начался дикий хохот. Ну а когда армянин взял микрофон и произнес: «Нас часто спрашивают…», работа совещания была полностью парализована.