Абьюзер или газлайтер: в чем разница?
Термины «газлайтинг», «абьюз» и «аутинг» стали активно использоваться после 2018 года. Тогда словом года, согласно Оксфордскому словарю, стала «токсичность», а «газлайтинг» занял почетное второе место. Благодаря этим двум словам дискуссия о психологическом насилии пустила ростки на каждой медиаплощадке, стали появляться гайды и описания различных видов абьюза. Сегодня мы расскажем, чем газлайтер отличается от обычного токсичного человека.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Откуда взялся газлайтинг?
Свое название эта форма психологического насилия получила от пьесы «Gas Light», по которой в 1944 году был снят фильм с Ингрид Бергман в главной роли. Муж главной героини заставлял свою супругу чувствовать себя сумасшедшей, чтобы скрывать свои преступления. К счастью для героев, в пьесе зло было наказано; к счастью для зрителей, автор показал «джентльменский набор» инструментов газлайтера, которые используются и по сей день.
Газлайтинг характеризуется тем, что человек, оказывая психологическое воздействие на жертву, заставляет ее сомневаться в собственной адекватности. Жертва в результате становится податливой, ею легко манипулировать, она буквально не понимает, насколько реальны ее собственные эмоции или ощущения, когда человек, которому она доверяет, говорит: «Тебе просто показалось» и «Ты слишком остро реагируешь».
Этой техникой пользуются нарциссические личности и социопаты. Различными способами, порой даже не применяя грубых фраз, они строят вокруг своих жертв стеклянные стены из сомнений, а затем гоняют их по получившемуся лабиринту ради забавы или эксперимента.
В чем отличие газлайтера от абьюзера?
Абьюзер — вышибала с ломом. Газлайтер — взломщик с набором отмычек. Их жертва — запертый сейф.
Это довольно грубое сравнение, но оно довольно близко к истине. Газлайтинг можно считать подвидом абьюза — нарушения личных границ, пренебрежения чувствами и ценностями партнера в этой коммуникации. Но газлайтинг подразумевает более изощренные методы, тонкий психологический подход, в котором равновесие и уверенность жертвы постепенно расшатываются.
Что делает газлайтер?
Заставляет жертву сомневаться в своей памяти: «Не было такого, не придумывай». Поскольку воспоминания — вещь податливая, газлайтеру это довольно легко удается и он не откажется от своих слов, даже если ему покажут фото- или видеодоказательства.Заставляет жертву сомневаться в своей адекватности и, как следствие, лишает ее самостоятельности. Жертве навязывают образ невнимательной или истеричной особы, приписывают проблемы с памятью, на фоне которых газлайтер становится защитником и покровителем.Подчеркивает любое различие, которое может выставить жертву беспомощной: это может быть разница в возрасте («Тебе еще слишком мало лет, чтобы понять»), разница в образовании или менталитете. Газлайтер будет вести игру на своем поле и по своим правилам, подчеркивая несамостоятельность жертвы.
Можно сказать, что у газлайтера системный подход к растворению личности своей жертвы, а вот абьюзер выберет более простой, не такой комплексный способ, чтобы прогнуть личность жертвы под свои желания. Ему не обязательно создавать иллюзию безумия своей жертвы, он просто будет манипулировать привязанностью, чувством вины или стыда, чтобы жертва вела себя так, как от нее ожидают. Это как удар током: жертва делает неверный шаг, абьюзер обвиняет или просит не делать так ради него/нее, и жертва меняет свою линию поведения, чтобы избежать повторного «удара током».
Что делать, если вы опознали газлайтера или абьюзера?
Сложность в отношениях с обоими типами в том, что они по крупицам забирают самостоятельность жертвы. Объяснить им, что они неправы, невозможно: с террористами переговоры не ведут, а перед вами настоящие психологические подрывники, которые могут расшатать не только личность жертвы, но и оторвать ее ото всех близких людей (то есть под взрывную волну от таких отношений попадают еще и друзья, родственники и коллеги). Своим действиям и газлайтер, и абьюзер всегда найдут оправдание:
Это могут быть благие намерения, например с целью защитить. Тогда жертва оказывается в созависимых отношениях.Или человек будет считать, что его партнер заслужил подобное отношение, потому что был слишком слабым, глупым, наивным и сам разрешил так с собой обращаться.
Доказывать человеку его вину в таких обстоятельствах нерационально, и единственный выход — бежать. Психологическое насилие не оставляет видимых следов и шрамов, поэтому зачастую о том, что что-то идет не так, будет знать только жертва.