«Надо жить, любить и верить…»: Римас Туминас к 100-летию Театра Вахтангова поставил «Войну и мир»

«Жизнь – есть все. Любить жизнь – сложнее всего…»

«Надо жить, любить и верить…»: Римас Туминас к 100-летию Театра Вахтангова поставил «Войну и мир»
© Мир24

Театру Вахтангова 13 ноября исполнится 100 лет. А какой подарок для почитателей лучше всего? Конечно, масштабная премьера. И в преддверии праздника Римас Туминас представил публике свой новый спектакль «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого.

Писатель был уверен, что вопрос о том, как живет человек – вот настоящая историческая проблема. И на сцене, спустя столетия с момента написания романа, мы видим, что так оно и есть. Это история каждодневных дел, но мы чувствуем, что все, что происходит, как бы предопределено свыше. И не нужно быть предубежденным фаталистом, чтобы понять, что история народа складывается из поступка каждого человека, один из миллионов ежеминутно влияет на ход событий, истории и жизни не только своей, но и других людей.

«На все воля Божья. И на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует…»

Конечно, мы свободны поступать так или иначе, но действуя, мы все равно вступаем в неразрывную связь с другими людьми, поскольку являемся неотъемлемой частью общества. Можно ли предугадать результат своих усилий? Конечно, нет, ведь мы не можем предвидеть всю цепочку событий, а значит, зависим друг от друга так или иначе.

Вот эту цепочку событий и рисует нам худрук Театра Вахтангова вслед за писателем. И ничто на сцене не должно отвлекать зрителя от внутреннего мира каждого действующего лица. Сценография Адомаса Яцовскиса настолько лаконична, что не только не отвлекает нас от персонажей, но и наоборот подчеркивает, как мал каждый отдельный человек в этом мире, но и как значим при этом! Огромная серая стена перемещается в пространстве, она то похожа на могильную плиту, то ассоциируется с глыбой, разделяющей близких людей, то не дает свалиться куда-нибудь в омут в трудную минуту…

Может ли один человек управлять тысячами? Обязаны ли великие прислушиваться к народу? И кто в конце концов наиболее чутко откликается на скрытый смысл исторического движения?

«Я думала, что любовь выше правил…»

Но что такое человек без семьи? И вот перед нами Болконские, Ростовы и Курагины…

Болконские больше всего ценят рациональный ум и волевое начало. Они привыкли поступать в соответствии с заранее сформулированными правилами, представлениями о чести, достоинстве и порядочности. И, кажется, по-спартански сдержанны. Здесь не принято откровенничать. Только в самые исключительные минуты жизни можно тихонько сказать слова любви или приоткрыть душу.

Князь Николай Андреевич (Евгений Князев, Виктор Сухоруков) до безумия любит свою дочь Марью (Екатерина Крамзина, Полина Чернышова), но воспитывает ее в строгости. Сама же княжна Марья – буквально образ высокой духовной красоты, безропотно несущая крест своей жизни, но все же не теряющая надежды и на свое личное счастье. Кажется, она все время стремится к чему-то бесконечному, вечному, совершенному…

«Человек сотворен для счастья. Счастье в нем самом!..»

В доме Ростовых царят безудержные эмоции. Здесь нет особых установок, а вся жизнь воспринимается непосредственно. Они веселы, гостеприимны и не скрывают своих чувств. Они все любят музыку и веселье. Лишь Вера (Ася Домская, Лада Чуровская) – черства, суха и прагматична. Николай Ростов (Юрий Цокуров) – непосредственный, веселый, прямолинейный и храбрый, у него не возникает сомнений и вопросов. Но не закрывает ли он тем самым путь к саморазвитию?

Наташа Ростова (Ольга Лерман) – живая, радостная, сияющая – кажется, самая обаятельная из всех персонажей, она будто бы освещает все вокруг себя. В ней столько жизненной силы и таланта, что даже все ее капризы и легкомысленные увлечения очаровывают. Она все время в движении и вдохновляется чувствами. Но счастлива ли она сама? И что кроется за ее безудержным смехом?

«Как же жить для самого себя?..»

Курагины – воплощение нравственной неразвитости. Их интересы в жизни весьма примитивны, они корыстны, ценят внешний блеск, за которым нет богатого содержания. Здесь приветствуются браки по расчету, интриги и скверные связи. Ложь и разврат – вот и все семейные ценности.

«Нельзя судить человека. Ты осудил – а он уже другой…»

Но особо приковывают внимание князь Андрей (Ян Гахарманов, Виктор Добронравов, Юрий Поляк) и Пьер Безухов (Павел Попов, Денис Самойлов). Мы видим эволюцию их внутреннего мира. Их жизненный путь можно разделить на вехи. Прежде чем постичь смысл жизни, они проходят через множество разочарований, кризисов, потерь и обретений. Они постоянно ищут себя, пытаются себя познать и оказываются в оппозиции по отношению к обществу. И чтобы найти свою правду, нужно пройти немало испытаний и долгий путь исканий.

Спектакль идет почти пять часов. И этого времени, конечно, не достаточно, чтобы найти ответы на многие вопросы, ведь для этого и жизни не хватит. Но вот разбудить мысль и вызвать щемящую нотку в сердце, которая даст толчок к новым вопросам, исканиям, самопознанию… – вот, пожалуй, то, ради чего стоит провести вечер в Театре Вахтангова, чтобы что-то понять для себя, переосмыслить и увидеть целую энциклопедию жизней, по которой так и не поймешь, что правильно, а что нет, но зато совершенно ясно увидишь, в какую сторону именно тебе нужно двигаться дальше.

«Когда наша жизнь сходит с курса, нам кажется, это конец, но это не так. Это начало чего-то нового. Счастье – есть жизнь…»