Тюремное ателье: казахстанские заключенные шьют форму для полицейских
Казахстанские заключенные шьют форму для полицейских. В январе стражи порядка сменят служебный гардероб. Как изменился дизайн, и кто первым наденет ребрендинговую одежду, рассказала корреспондент «МИР 24» Гульмира Жанзакова.
Усен Асланов работает в швейном цеху. У мужчины пятеро детей, в колонии общего поселения он больше полугода. Говорит: по неосторожности сбил пешехода.
«Научился здесь шить, в учреждении. Мастера хорошие. Отправляю семье накопленные деньги», – поделился заключенный.
Сейчас у заключенных большой заказ – форма для полицейских. 1 января обновленную спецодежду наденут сотрудники дорожно-патрульной службы и участковые. Дизайн вместе с технологами выбирал лично министр внутренних дел. Классические туфли заменили на легкие кроссовки, металлические жетоны и звезды вышили на ткани нитью. Чтобы оптимизировать расходы, исключили каракуль для полковников полиции.
«Светоотражающих элементов очень много. Это все съемное, функциональное. При стирке это можно все убрать и потом заново поставить. Погоны все съемные стали. Раньше фурнитура была вся железная, она деформировала одежду. Красные канты были на этой форме, сейчас все смягчилось либо светоотражающими элементами, либо бирюзовым кантом», – отметила технолог одежды Айжамал Калдыгозова.
Вместо фуражек полицейские будут носить бейсболки. А под формой – синие футболки, раньше их не было. Шьют здесь летнюю, зимнюю и демисезонную одежду. Заказ осужденные должны выполнить до конца года.
«У нас в учреждениях содержатся около 30 тысяч осужденных, в том числе трудоспособных – 22 тысячи. Из них трудоустроены 49%. Они в основном занимаются металлообработкой, производят ЖБИ-изделия, строительные материалы, мебель. Около 1200 человек трудоустроены в швейной фабрике», – констатировал начальник отдела по трудоустройству комитета уголовно-исполнительной системы Бауыржан Амирбеков.
Валерий Васильев освободился раньше срока на четыре года. Но остался работать в швейном цеху. Здесь в месяц он получает около $450. Мужчина мечтает купить квартиру, поэтому свободные деньги откладывает на депозит.
«По освобождению вышел, пытался в ателье устроиться, заработная плата маленькая. Из-за этого я сюда пошел, потому что знаю, что здесь нормально платят. От выработки тоже зависит: сколько сделаешь, столько получишь», – отметил портной Валерий Васильев.
Швейная фабрика находится вне исправительного учреждения. Это первое и единственное подобное предприятие в республике. В основном здесь трудятся осужденные за преступления небольшой тяжести.
«Безопасность обеспечивается со стороны учреждения – колонии-поселения. Предоставляются контролер, офицер, который смотрит за порядком. Также у нас обеспечено видеонаблюдение, имеется собственная охрана. Каких-то моментов неприятных у нас с осужденными не было. Мы их привозим утром, в конце рабочего дня отвозим, кормим обедом, здесь есть все условия», – заявил начальник отдела легкой промышленности швейной фабрики Арман Жунусов.
А благодаря хорошим показателям в работе заключенные могут освободиться досрочно. И если нужно – оплатить материальный ущерб потерпевшим. Такие фабрики планируют открыть во всех регионах республики.
Полностью переодеть казахстанских полицейских в новое обмундирование планируют в течение двух лет.