Из грязи в князи: как «уродливые» кроксы завоевали мир
Кроксы – это тот редкий пример товара, отношение к которому полярно противоположное. Кто-то считает клоги самой удобной обувью на свете. Другие искренне недоумевают, как можно отдавать так много денег за простые уродливые «тапки». Однако все не так просто.
Уродливые, но удобные
Первые кроксы появились в начале двухтысячных в США и предназначались для яхтинга – легкий и прочный материал не портит поверхность лодки, а сами тапки не сваливаются с ноги. Единственный минус – ужасный дизайн, напоминающий нечто среднее между сандалиями, кроссовками и калошами. Этому есть объяснение: главным свойством кроксов изначально были не красота и изящность, а удобство и безопасность яхтсменов.
Помимо своего уродства еще одной фишкой этой обуви является натуральный материал, из-за которого она безумно комфортна, в ней не устают и не потеют ноги. Именно поэтому они всегда были обязательной обувью для поваров и медработников, которые работают на ногах на протяжении долгого времени. В общем, это не просто резина.
Однако при всех достоинствах кроксов, у них остаются существенные недостатки – высокая цена и сомнительный внешний вид. С последним компания начинает справляться.
Комфорт снова в моде
В отношении дизайна кроксы нередко сравниваются с уггами. Обе модели обуви были связаны с водными видами спорта (угги придумал серфингист, чтобы держать ноги в тепле). И обе модели подвергались постоянной критике за «уродливый» дизайн, что только разжигало интерес к обуви. Действительно, многие сравнивают кроксы с деревянными французскими башмаками сабо, которые рабочие вставляли в станки во время забастовок (отсюда взялось слово саботаж). Однако изначально Crocs позиционировал свою обувь как удобную и неприхотливую. В них можно работать в огороде, гулять по лесным тропинкам или работать – ноги не устанут и не натрутся.
Когда в планах компании появилась идея перенести кроксы на класс выше, она придумала поистине гениальное изобретение – джиббитсы, которые позволяют «закастомить» пару под себя, создать уникальные кроксы благодаря разнообразным «значкам», которые вставляются в дырки. Наверное, с этого началась маркетинговая история кроксов, которая может многому научить.
В 2020 году, с приходом пандемии, в обществе появился спрос на домашнюю удобную одежду, которая при этом оставалась бы стильной. В этот период в моду вошли пастельные оверсайзные спортивные костюмы, а кроксами всерьез заинтересовались крупные модные бренды. Во время пандемии 2020 года продажи бренда выросли на 89%.
Первопроходцами стали многочисленные американские инфлюенсеры вроде Арианы Гранде, Джастина Бибера и Бэллы Хадид. Они задали тренд на ношение кроксов: нужны выбирать яркие модели и носить их с высокими белыми носками(вариант сандалий и носков от зумеров).
Не прошел мимо и законодатель всего самого странного в моде Демна Гвасалия, креативный директор модного дома Balenciaga. Он отметил практичность и странноватость кроксов, и вступил в коллаборацию с брендом, выпустив еще более необычную модель – кроксы на очень высокой платформе с тематическими «баленсиаговскими» джиббитсами. Все выпущенные модели были выкуплены в день релиза, а сами кроксы заняли равное положение на красных дорожках вместе с миниатюрными лодочками на каблуке. Кроксами заинтересовался британский дизайнер, любимец Анны Винтур, Кристофер Кейн. Он придумал новый дизайн для кроксов – выкрасив их в мраморный узор и добавив джиббитсы в форме разнообразные минералов и камней. Не брезгует появиться в кроксах и герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон.
Так, исключительно утилитарная обувь проникла в мир высокой моды и заняла там крепкую позицию. Теперь клоги Crocs принято называть самобытными, что, в целом, является синонимом слова «уродливый». Однако из-за повального спроса ценник на кроксы взлетел в два раза. Если еще пару лет назад обычную модель можно было купить в пределах трех тысяч, то сегодня ценник приближается к пяти. Мы считаем, что это дороговато для такой модели и были бы рады, если бы они вернулись в свою демократичную нишу.