Из грязи в князи: как «уродливые» кроксы завоевали мир

Кроксы – это тот редкий пример товара, отношение к которому полярно противоположное. Кто-то считает клоги самой удобной обувью на свете. Другие искренне недоумевают, как можно отдавать так много денег за простые уродливые «тапки». Однако все не так просто.

Из грязи в князи: как «уродливые» кроксы завоевали мир
© Слово и Дело

Уродливые, но удобные

Первые кроксы появились в начале двухтысячных в США и предназначались для яхтинга – легкий и прочный материал не портит поверхность лодки, а сами тапки не сваливаются с ноги. Единственный минус – ужасный дизайн, напоминающий нечто среднее между сандалиями, кроссовками и калошами. Этому есть объяснение: главным свойством кроксов изначально были не красота и изящность, а удобство и безопасность яхтсменов.

Помимо своего уродства еще одной фишкой этой обуви является натуральный материал, из-за которого она безумно комфортна, в ней не устают и не потеют ноги. Именно поэтому они всегда были обязательной обувью для поваров и медработников, которые работают на ногах на протяжении долгого времени. В общем, это не просто резина.

Однако при всех достоинствах кроксов, у них остаются существенные недостатки – высокая цена и сомнительный внешний вид. С последним компания начинает справляться.

Комфорт снова в моде

В отношении дизайна кроксы нередко сравниваются с уггами. Обе модели обуви были связаны с водными видами спорта (угги придумал серфингист, чтобы держать ноги в тепле). И обе модели подвергались постоянной критике за «уродливый» дизайн, что только разжигало интерес к обуви. Действительно, многие сравнивают кроксы с деревянными французскими башмаками сабо, которые рабочие вставляли в станки во время забастовок (отсюда взялось слово саботаж). Однако изначально Crocs позиционировал свою обувь как удобную и неприхотливую. В них можно работать в огороде, гулять по лесным тропинкам или работать – ноги не устанут и не натрутся.

Когда в планах компании появилась идея перенести кроксы на класс выше, она придумала поистине гениальное изобретение – джиббитсы, которые позволяют «закастомить» пару под себя, создать уникальные кроксы благодаря разнообразным «значкам», которые вставляются в дырки. Наверное, с этого началась маркетинговая история кроксов, которая может многому научить.

В 2020 году, с приходом пандемии, в обществе появился спрос на домашнюю удобную одежду, которая при этом оставалась бы стильной. В этот период в моду вошли пастельные оверсайзные спортивные костюмы, а кроксами всерьез заинтересовались крупные модные бренды. Во время пандемии 2020 года продажи бренда выросли на 89%.

Первопроходцами стали многочисленные американские инфлюенсеры вроде Арианы Гранде, Джастина Бибера и Бэллы Хадид. Они задали тренд на ношение кроксов: нужны выбирать яркие модели и носить их с высокими белыми носками(вариант сандалий и носков от зумеров).

Не прошел мимо и законодатель всего самого странного в моде Демна Гвасалия, креативный директор модного дома Balenciaga. Он отметил практичность и странноватость кроксов, и вступил в коллаборацию с брендом, выпустив еще более необычную модель – кроксы на очень высокой платформе с тематическими «баленсиаговскими» джиббитсами. Все выпущенные модели были выкуплены в день релиза, а сами кроксы заняли равное положение на красных дорожках вместе с миниатюрными лодочками на каблуке. Кроксами заинтересовался британский дизайнер, любимец Анны Винтур, Кристофер Кейн. Он придумал новый дизайн для кроксов – выкрасив их в мраморный узор и добавив джиббитсы в форме разнообразные минералов и камней. Не брезгует появиться в кроксах и герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон.

Так, исключительно утилитарная обувь проникла в мир высокой моды и заняла там крепкую позицию. Теперь клоги Crocs принято называть самобытными, что, в целом, является синонимом слова «уродливый». Однако из-за повального спроса ценник на кроксы взлетел в два раза. Если еще пару лет назад обычную модель можно было купить в пределах трех тысяч, то сегодня ценник приближается к пяти. Мы считаем, что это дороговато для такой модели и были бы рады, если бы они вернулись в свою демократичную нишу.