В Театре.Doc премьера спектакля «Злая мать» по пьесе Юлии Тупикиной: «Важно дать человеку не рыбу, а удочку»

- Ты понимаешь, что жизнь – это усилие? Надо напрягаться.

В Театре.Doc премьера спектакля «Злая мать» по пьесе Юлии Тупикиной: «Важно дать человеку не рыбу, а удочку»
© Мир24

- Я учусь…

В Театре.Doc премьера спектакля по пьесе Юлии Тупикиной «Злая мать». Спектакль у режиссера Сергея Шевченко получился не просто камерным, а, можно даже сказать, интимным. Это история женщины, которая всю жизнь пыталась добиться успеха, прежде всего – финансового, а вот в отношениях ей так и не удалось грамотно расставить приоритеты.

Злая мать (Ирина Рындина), ее сын и любовник, который чуть старше собственного ребенка (Алексей Маслодудов и Антон Шаврин) – главные и единственные действующие лица. Способна ли злая мать на любовь и кому же эта любовь нужна больше – мужчине или женщине? Ответы кажутся очевидными? А вот и нет. Не все так просто в этой жизни, как может показаться на первый взгляд.

Но в целом это, конечно, все о поиске счастья. В чем оно заключается? В любви или в деньгах? Кажется, для авторов этой постановки ответ очевиден. Но что делать, если в современном мире нарушаются границы между мужественностью и женственностью, юностью и зрелостью, публичным и интимным? Каждому персонажу очень важно найти себя.

Именно «Злую мать» поставили впервые, а вообще к пьесам Тупикиной, которых она написала более 30, московские режиссеры обращались трижды – в РАМТе, Театре Российской Армии и МХТ им. Чехова.

«Есть цель должны быть материальные результаты»

Мама – это любовь, это забота, это радость. А мать? В исполнении Ирины Рындиной не такая уж она и злая. Скорее – равнодушная. Хотя нет. Какое равнодушие, если она с такой страстью отдает себя мужчинам? Но любая эмоция в человеке рождается не просто так, а вследствие жизненного опыта. А еще нередко женщины воспитывают своих детей по примеру того, как были воспитаны сами. А мальчишки невольно становятся похожими на своих отцов. Но Витя замечает: «Я не такой, как папа. Я слабый». Он вспоминает его с большим теплом, а вот мать…

А что мать? Когда ей было 8 лет, умер хомячок, а мама сказала: «Слава Богу, сдохла. Не заводи больше». «Сочувствие? Нет, не слышали!» – говорит актриса. Она всю жизнь боялась мужчин и замужества, но твердо усвоила, что нужно всегда иметь достаточное количество денег и ни на кого не рассчитывать. Конечно, усвоить это помог жизненный случай.

«В роду все матери злые. Они бы, может, и хотели бы любить, заботиться, но они не знают, как, они не умеют А где мне брать эту эйфорию? Где, чтобы бабочки в животе?..»

Но любовь есть. И финал оказывается совершенно неожиданным. Как для зрителя, так и для самого персонажа. А то, что эта злая мать сама очень нуждается в любви, видно даже из пластики артистки. И по сути, то, что она сама не дополучила в детстве, она ищет потом на протяжении всей своей жизни и, кажется, даже находит, но не зная, что с этим всем делать – опять теряет.

А ее зеленое платье ассоциируется с весной, когда все вокруг возрождается, оживает и преображается. Не случайно в психологии этот цвет считается цветом самой жизни, символом природы, гармонии и равновесия. Но удастся ли ей найти это самое равновесие? В Древнем Египте зеленый цвет считался символом воскрешения и победы над смертью. И рано или поздно злая мать тоже сможет победить и воскресить свою душу. В финале мы увидим совершенно другую женщину – сильную и слабую одновременно, но не сломленную, а нашедшую абсолютно неожиданный выход для себя. Да, приоритеты со временем меняются. А можно ли изменить систему ценностей, привитую с детства? Кажется, да…

«Я, наверное, вне системы»

Сын Витя выглядит абсолютно потерянным человеком на первый взгляд – взгляд матери, но у него есть свои желания, свои интересы и представления о жизни, но с мамиными они не совпадают и достучаться до нее он не в силах. А любовник Паша, который ненамного старше Вити, поначалу кажется весьма корыстным человеком, способным завести роман ради собственной выгоды. Но так ли это и может ли случайное увлечение перерасти в настоящее чувство, если разница в возрасте – 20 лет?

В Театре.Doc никогда нет ярких декораций. Их там вообще, как правило, нет. Разве что – стулья. И все это приковывает внимание именно к действиям персонажей и к словам. Словно художники, взявшие чистый лист, артисты рождают историю на глазах у зрителей. И на поверхности оказывается именно современная драматургия, рождающая бесконечное количество вопросов о самом главном и важном в этой жизни – об отношениях: к жизни, деньгам, людям, к себе, а также между детьми и матерями, мужчинами и женщинами, потому что «важно дать человеку не рыбу, а удочку...». И это стоит посмотреть, чтобы об этом подумать.