Тревоги «маленького мира»

Пока весь мир охвачен пандемией ковида, а кровавый бунт в Казахстане стал главным поводом для январских новостей, крупные международные корпорации озабочены такими, казалось бы, незначительными вещами, как рисунок ткани для кроссовок и неудачный рекламный плакат.

Тревоги «маленького мира»
© Свободная пресса

К примеру, всемирно известная компания Nike на днях заявила, что хочет судиться с другой спортивной компанией Lululemon из-за патента на умное зеркало, которое отражает на поверхности пульс и физическую характеристику человека, конечно же, отражая и самого любителя заняться спортом. Технология была создана с целью обеспечить комфортные фитнес-тренировки непосредственно дома, когда всеобщий карантин мешал идти в спортзал.

В свою очередь, у компании Lululemon тоже имеются «тёрки» с другими фирмами, специализирующимися на спортинвентаре. Например, дизайн одежды для фитнеса одной такой компании с названием «Peloton Interactive Inc.» подозрительно похож на дизайн шмоток первой.

На самозабвенно судящихся между собой бизнесменов не производят впечатление локальные войны. Им плевать на «цветные революции». Они далеки от политики. Это тот самый «маленький мир», о котором в «Золотом теленке» писали Ильф и Петров. Его проблемы кажутся смешными, но они заботят высококвалифицированных сотрудников корпораций не меньше, чем российского бюджетника из провинции заботят такие вещи, как зарплата и коммуналка. Понятно, что вопрос «как дожить до понедельника» перед менеджерами не стоит, но круг их проблем завораживает. Кажется, что «капитаны бизнеса» и ближайшая их обслуга живет в розовом искусственном мирке, где глобальной проблемой можно считать только снижение поголовья уэльских пони.

Продолжаем рассказ про патентные споры крупных корпораций. Вышеупомянутая Nike также недовольна «Адидасом», потому что последний применил спорную технологию плетения ткани для кроссовок. Даже название сделали похожим, утверждают адвокаты фирмы: «адидасовцы» назвали плетение «FlyKnit», а Nike запатентовала «PrimeKnit». Удивительно, как в судебный процесс еще не включился Amazon, ведь ребята из этой компании придумали Amazon Prime, специальную подписку для любителей пожевать «хрумки» под какой-нибудь сериальчик. Nike начали возмущаться еще в начале декабря 2021 года, и спорят с «Адидасом» по сей день.

Nike следит в плане нарушения авторского права и за обычными гражданами. Так, в Удмуртии был оштрафован один мужчина, который решил продавать спортивную одежду с символикой компании без каких-либо на это разрешений. Штраф оказался мизерным – всего пять тысяч рублей, когда ущерб оценили в сумму чуть более ста тысяч рублей. Можно сказать, что товарищ «наварился» на нелегальной продаже треников и маек.

В Америке тоже бушуют страсти. Например, одна мамаша налепила на дешевую футболку дочери из западного аналога Ашана, WallMart’а, логотип всё того же Nike. Как утверждает находчивая американка, были сэкономлены сотни долларов. За это ее обругали в Интернете, говоря, что над её дочкой будут издеваться в школе. К слову, если бы так поступила россиянка, то никто бы ничего и не заметил, ведь большая часть населения России, за неимением достаточного количества купюр, покупает так называемую «паль» на китайских торговых площадках в Интернете за сущие копейки.

Пока корпоративные юристы и маститые патентоведы тратят миллионы долларов в бесконечных бумажных сражениях, «большой мир» активно вторгается в «маленький». А именно, пандемия коронавируса стала влиять на производительность на заводах, где шьют продукцию для спортивных фирм. Так, китайцы потеряли примерно 750 миллионов долларов из-за COVID-19, а точнее, из-за локдауна, в связи с которым производство пришлось притормозить.

Не везет мегакорпорациям и с переменчивым общественным мнением. Так многих французов не устроил плакат Nike с полной черной дамой рядом со зданием Оперы Гарнье в Париже. Правда, это не был апофеоз расизма, толерантные французы просто увидели в рекламе пропаганду ожирения. Это кажется довольно странным, учитывая специфику фирмы Nike. К слову, женщину зовут Трина Николь, и сейчас она чуть ли не эдакий своеобразный «маскот» компании.

Вместе с этим Nike перенимает опыт Китая, где, собственно, и шьют различные куртки и штаны с кроссовками. Это бальная система. По задумке «криэйторов» фирмы, баллы помогут покупателям вовремя ухватывать уникальные ботинки, которые не достанутся спекулянтам, продающим кроссовки из ограниченной серии. Для достижения этой славной цели потенциальным потребителям нужно проявлять так называемую «лояльность», которая будет поощряться этими самыми баллами.

Кто знает, может быть, скоро балльная система будет касаться большинства аспектов жизни, как это уже давно заведено в Поднебесной. А пока что США во главе с Байденом ограничивают ввоз товаров из определенных регионов Китая. Но это можно назвать пустой тратой времени, потому что американцы не смогут обойтись без айфонов и тренировочных штанов, которые в первую очередь производят в КНР. Впрочем, остальной мир тоже по большей части носит одежду, сшитую китайцами и пользуется техникой, собранной конкретно китайскими заводчанами. Так что Поднебесную в любом случае можно назвать частью именно «большого», уж точно не «маленького мира».