Волгоградка делает игрушки по старинным технологиям

Эти плюшевые мишки и ватные лисички появились в беспокойном двадцать первом веке, но очаровывают своим ностальгическим винтажным видом. Волгоградка Светлана Федорова искусно делает игрушки по старинным технологиям. О своем увлечении талантливая рукодельница рассказала «Волгоградской правде.ру».

Волгоградка делает игрушки по старинным технологиям
© Волгоградская правда

Сокровищница милой старушки

– Светлана, в чем для вас шарм набитых опилками косолапых мишек? Такими вполне могли играть наши прапрапра…

– Мне кажется, увлечение вещами из прошлого – это не просто дань моде. Тут тоска по чему-то важному, чего так не хватает в нашей стремительной жизни. Желание остановиться, замереть, вспомнить... Очень люблю старую деревянную мебель, платья простого кроя пыльных оттенков. Но моя особая любовь – это игрушки.

– Как вы пришли к этому – я не знаю – хобби или уже профессии?

– Давно, когда мне было лет 12-13, вместе с родителями я была в Москве в гостях у одной милой старушки. Тот неожиданный и, к сожалению, единственный визит произвел на меня, обычную советскую девочку, очень сильное впечатление. Меня удивило все, что я увидела – дом из старого красного кирпича, наполненная необычными вещами квартира, сама старушка, совсем не похожая на знакомых мне деревенских бабушек. Но больше всего меня поразили игрушки, которые в изрядном количестве были рассажены и расставлены в двух уютных комнатках. Мне кажется, тогда я даже воспринимала их не совсем как игрушки, настолько они были непохожи на те, к которым я привыкла! Куклы с фарфоровыми лицами в сложных нарядах, клоуны на палочках (теперь-то я знаю, что это куклы-марроте), лошадки на колесиках и лошадка-качалка, какая-то удивительная шкатулка и много чего еще.

– Интересно, а например?

– Запомнилось множество мелких изумительных деталей, отсутствие чрезмерно ярких красок и еще какое-то сложное чувство… удаленности, что ли. Я видела, что все это рядом, это даже можно потрогать, но все же это очень далеко. Кажется, я так ни к чему и не прикоснулась. Просто, затаив дыхание, рассматривала. Визит был коротким, я так и не узнала, была ли гостеприимная старушка хозяйкой этого богатства или просто хранительницей.

– Чудесная история.

– Много лет потом я вспоминала тот день, и теперь понимаю, почему. Я сама хотела обладать такими сокровищами! Не пластмассовыми одноликими фабричными куклами с жесткими синтетическим кудрями оранжевого цвета, а вот этими… настоящими! С живыми глазами! Чтобы дома у меня жил вращающийся клоун на палочке в смешном балахоне, сшитом вручную с немного неровной строчкой. И я была бы счастлива, если бы в моей комнате на полочке стояла деревянная лошадка на металлических колесиках с правильными пропорциями и настоящей шелковистой гривой. Такие вещицы развивали бы мое детское чувство стиля и эстетики, что совершенно было не под силу синему пластмассовому слону. Хотя его я тоже любила.

Как сто лет назад

– Расскажите немного о себе...

– Мне 45 лет. Родилась и выросла я в хуторе Урюпинского района. С 1993 года живу в Волгограде, уже более 20 лет занимаюсь бухгалтерским учетом. Это моя основная профессия, но все чаще мне хочется, чтобы моей работой стали куклы и все, что с ними связано. Моя семья – муж и два взрослых сына. Они поддерживают меня во всем.

– Из чего сделаны ваши чудесные игрушки? Обаяшки-медведи с потертыми мордочками, зайки в пальто, тролли, смешной слон на колесиках – так и представляешь их в уютной детской позапрошлого века… Материалы те же, что и сто лет назад?

– Эти игрушки сделаны в разных техниках, большинство из которых есть в Интернете. Так же, как много лет назад, я использую натуральные ткани, кружево, вату, клейстер, опилки. Но сейчас кукольники работают и с современными материалами, которые при правильном обращении мало отличаются от исторических. Например, различные полимерные глины могут поспорить с изяществом фарфора дореволюционных кукол-барышень.

– Как вам удается так удачно их стилизовать, придать флер старины?

– Флер старины игрушка приобретает с течением времени, но можно ускорить этот процесс! Для этого я тонирую ткани и швы на кукольных одежках, создаю потертости с помощью наждачной бумаги. Детали лепных кукол прорабатываются более темными красками.

– Материалы дорогие?

– Хорошие материалы, конечно, недешевы. Особенно это касается глин и инструментов для лепки, натуральных тканей и кружев, высококачественных красок. Сравнительно невысока стоимость материала для ватных кукол. Но зато на них уходит очень много времени, а это тоже ценный ресурс.

– А кстати, сколько обычно времени уходит на изготовление одной куклы? Умиляют детали – малюсенькая книга, которую читают куклы, или совсем крошечный цилиндрик. Но ведь для такой кропотливой работы нужен особый ритм жизни, нет?

– Изготовление каждой куклы – процесс достаточно долгий. Все начинается с идеи, потом эскиз или выкройка. А когда мишка или кукла готовы, встает вопрос о нарядах. Знаете, двух медведей, сшитых по одной выкройке, редко удается похоже одеть. Одному платье к лицу, а другому не идет! У ватных кукол другие сложности: они проходят несколько этапов сушки, это долгая история. Но мне нравится сидеть над этими маленькими одежками, лепить крошечные ручки и рисовать «живые» глазки у 10-сантиметровой куколки. В этом процессе есть что-то завораживающее. К сожалению, я не могу посвятить весь рабочий день куклам (а хотелось бы!), поэтому у меня есть рабочие выходные, рабочие вечера и даже рабочие ночи…

– Что самое сложное и что самое простое в этом деле?

– Самое сложное в моей работе – это придать кукле то выражение лица (или мордочки) и то положение тела, которое я задумала. Не так, как получится, а как должно получиться. К сожалению, у меня нет даже азов художественного образования, приходится учиться в процессе. А самое легкое – пожалуй, сшить платье (я делаю это без швейной машинки).

Плюшевый Ельцин?

– Куколки создаются в единственном экземпляре или это лимитированный тираж?

– Чаще всего в единственном экземпляре. Даже если шить мишек по одной выкройке, они получаются разными. Но если есть несколько желающих получить одну и ту же игрушку, и я понимаю, что могу сделать повтор, то тогда делаю.

– Откуда вы берёте образы? Прикольный белый медведь сделан по мотивам иллюстраций Юлии Селиной. А вот другой медведь в пальто, как кто-то заметил, похож на Ельцина. Кто или что вас обычно вдохновляет?

– Много всего! Я очень люблю детские книги с красивыми иллюстрациями – это просто кладезь идей! Читаю сказки – так появился кролик Эдвард. Однажды я увидела открытки с удивительными зверушками Юлии Селиной, которые стали популярными среди вышивальщиц. Я попробовала воплотить этих героев в вате. Еще в одной книге я увидела иллюстрации старого зимнего Петербурга с фланирующей публикой. Там был господин в высокой бобровой шапке и пальто с меховым воротником. И я решила медведю сшить такой наряд. Не знаю, похож ли мишка на праздно гуляющего по Невскому аристократа, но с Шаляпиным и Ельциным его сравнивали.

– А фруктовые принцессы Грушенька и Августа?

– Как-то увидела куклу-гиацинт, и решила сделать девочку-тыкву. А потом в компанию к ней грушу и гранат.

– Обычные размеры игрушек?

– Рост моих кукол от 18 до 27 см, ватные игрушки от 10 до 15 см.

– Можете рассказать о том, кому они достаются?

– Далеко не все мои куклы предназначены для игр маленьких детей. И не только потому, что нуждаются в бережном отношении. Наличие мелких деталей (бусины, ключики), опилки и гранулят внутри мишек небезопасны. Они хороши для детей постарше или в качестве интерьерных. Исключение, пожалуй, текстильные куклы. Одного зайца, вернее, зайчиху я создала по просьбе мамы маленького мальчика. У него есть любимая игрушка – зайчонок, и малыш решил, что тому срочно нужна мама! Надеюсь, что воссоединившаяся заячья семья счастлива! Ну а ватничков выбирают те, кто хочет свою особенную новогоднюю елку.

– Какое место в вашем доме занимает игрушка?

– В моем доме куклы теперь занимают важное место. Они живут на книжных полках, на стеллажах рядом с комнатными растениями, даже на кухне рядом с фарфоровой посудой. Конечно же, винтажной! И да, на моей елке с каждым годом все меньше стеклянных шаров.