Продажи сережек и колье выросли во время пандемии, отмечают вологодские ювелиры

31 января отмечается Международный день ювелира. Накануне праздника редакция «Вологда.РФ» пообщалась с вологодскими мастерами и с теми, кто знает толк в необычных украшениях.

Продажи сережек и колье выросли во время пандемии, отмечают вологодские ювелиры
© Вологда.рф

Семен Ганичев - потомственный ювелир. Папа занимался ювелирным делом, мама - росписью по эмали. В 2008 году окончил Губернаторский колледж народных промыслов по специальности «художник-оформитель».

«Свое первое кольцо сделал более 10 лет назад. Это была гайка из нейзильбера, полая внутри», - вспоминает Семен.

Молодой человек работал надо производством вологодской финифти ювелиром-монтировщиком, паял и собирал готовые изделия. Потом открыл свою мастерскую. Считает, ювелирная работа - больше наука, чем искусство: нужно знать законы физики и химии. Признается, что в школе эти дисциплины ему не нравились, не знал еще тогда, где они могут действительно пригодиться.

«Мне нравится делать кольца. Грубых форм. Из материалов больше привлекает медь. Это очень красивый и доступный металл. Серебро капризно, очень мягкое, с ним работать сложнее, чем с золотом, на самом деле. Не зря говорят: серебряных дел мастер, потому что очень тонкие детали, они просто сгорают», - говорит Семен.

Прежде чем приступить к созданию серебряного кольца, Семен собирает необходимое количество металла и взвешивает его на весах. Материал пойдет на переплавку. На столбик нужно примерно 17 граммов. После переплавки металл выливают в разогретую изложницу. Получившийся серебряный столбик сразу бросает в воду с лимонной кислотой, чтобы отбелить.

«Теперь будут прокатывать на вальцах, чтобы металл нагортовывался, то есть приобрел жесткость. И его нужно отжигать, смягчать, чтобы он стал мягкий, потом снова отбеливать», - рассказывает ювелир.

Серебряный столбик после всех манипуляций становится все тоньше и податливее. С помощью ригеля ювелир сгибает будущее кольцо до нужного размера. Мастерская Семена называется RAP IN SILVER - «рэп в серебре». Молодой ювелир играет на разных инструментах. И за музыкой отдыхает от монотонной и кропотливой работы над ювелирными изделиями.

Несколько лет назад вологодское кружево тоже стало ювелирным украшением. На предприятии «Снежинка» делают серьги, браслеты, колье с кружевными элементами.

«Не каждая кружевница может это выплести. Выплетают только мастер со званием «Мастер золотые руки». Мастера, которые проработали 30 и более лет на нашем предприятии, у которых есть навыки работы с разными нитями», - говорит мастер цеха ручного кружевоплетения Татьяна Макарова.

Работа по созданию украшений начинается в художественной лаборатории, где мастера готовят эскизы на бумаге. Их потом отправляют мастерам по металлу, которые смотрят могут ли они воплотить идеи художников по кружеву в жизнь или нет.

«У нас идет сейчас изготовление браслета, небольшой кружевной фрагмент, который выплетается кружевницей 6 часов. Вплетается в металл. Сам металл прикрепляется к подушке. Здесь у меня пять пар, 10 коклюшек. Еще можно заметить серебряную нить, которая очерчивает наш рисунок», - добавляет кружевница.

Татьяна рассказывает, что у нее часто интересуются: а коклюшки те же самые, когда работает над украшением?

«Коклюшки те же самые. Единственное, что если нить действительно тонкая, то я беру коклюшки, которые легче. Например, из бука», - отвечает кружевница.

Предпочитает изделия ручной работы и актриса Камерного Драматического театра Ирина Джапакова. Часть своих украшений она привезла с гастролей.

«Я была на первых своих гастролях где-то на Западной Украине. И я увидела подвеску с янтарем. И вот я себе это подарила. До сих пор это мое любимое украшение», - рассказывает Ирина Джапакова.

Есть в коллекции у актрисы изделия как российских мастеров, так и зарубежных. Например, из Армении.

«Вот с этим кольцом тоже история. Я купила в Челябинске вот этот камешек. Это гранат, он почти черный. Привезла, показала ювелиру Лене Копейкиной. Она смогла сделать из него кольцо», - говорит актриса.

Актриса любит крупные кольца и серьги. Но носить их на сцене не получается - украшения могут цепляться за одежду.

«Это муранское стекло из Венеции. Я купила кольцо в какой-то лавке. Приехала в Вологду, надела с платьем. Счастливая. И ударила по столу. Оно у меня сломалось, я отнесла части подруге, которая занималась витражами и говорю: «Вот возьми себе для работы». А она мне на день рождения сделала из него перстень», - вспоминает Ирина.

Ирина Джапакова предпочитает в одежде зелено-коричневую гамму, поэтому и украшения выбирает природных оттенков. Из металлов любит медь, серебро, бронзу и натуральные камни. Шутит, что у нее на руках и в ушах все полезные ископаемые.

Международный день ювелира отмечают 31 января не случайно - именно в январе ювелиры регистрируют свои клейма. Во время пандемии в ювелирном деле появились новые тренды. Например, выросли продажи сережек и колье, которые хорошо смотрятся в кадре во время видеоконференций. Сами ювелиры уверены, что работа всегда найдется. Ведь ювелирное украшение - это покупка не предмета, а воспоминание об особенном моменте в жизни.