Волгоградка делает ватные и плюшевые игрушки по старинным технологиям

Эти плюшевые мишки и ватные лисички появились в беспокойном XXI веке, но очаровывают своим ностальгическим винтажным видом. Волгоградка Светлана Федорова искусно делает игрушки по старинным технологиям. О своем увлечении талантливая рукодельница рассказала журналисту «Волгоградской правды.ру».

Волгоградка делает ватные и плюшевые игрушки по старинным технологиям
© Волгоградская правда

Рассматривать затаив дыхание

– Светлана, как вы пришли к этому – я не знаю – хобби или уже профессии?

– Давно, когда мне было лет 12‑13, вместе с родителями я была в Москве в гостях у одной милой старушки. Тот визит произвел на меня, обычную советскую девочку, очень сильное впечатление: удивило все, что я увидела – дом из старого красного кирпича, наполненная необычными вещами квартира, сама старушка, не похожая на знакомых мне деревенских бабушек.

Но больше всего поразили игрушки, которые были рассажены и расставлены в двух уютных комнатках. Куклы с фарфоровыми лицами в сложных нарядах, клоуны на палочках (теперь‑то я знаю, что это куклы-марроте), лошадки на колесиках и много чего еще.

Запомнилось множество мелких изумительных деталей, отсутствие чрезмерно ярких красок и еще какое‑то сложное чувство – удаленности, что ли: я видела, что все это рядом, это даже можно потрогать, но все же это очень далеко.

– Вы так к этим игрушкам тогда и не прикоснулись?

– Нет. Затаив дыхание просто рассматривала. Много лет потом я вспоминала тот день, и теперь понимаю, почему: сама хотела обладать такими сокровищами, не одноликими фабричными куклами с жесткими синтетическими кудрями, а вот этими – настоящими, с живыми глазами!

Чтобы дома у меня жил вращающийся клоун на палочке в смешном балахоне, сшитом вручную с немного неровной строчкой.

И я была бы счастлива, если бы в моей комнате стояла деревянная лошадка с правильными пропорциями и шелковистой гривой…

Как 100 лет назад

– Из чего сделаны ваши чудесные игрушки? Обаяшки-медведи с потертыми мордочками, зайки в пальто, тролли – материалы те же, что и сто лет назад?

– Сделаны в разных техниках, большинство есть в интернете. Так же, как много лет назад, я использую натуральные ткани, кружево, вату, клейстер, опилки.

Но сейчас мастера работают и с современными материалами, они при правильном обращении мало отличаются от исторических, например, различные полимерные глины могут поспорить с изяществом фарфора дореволюционных кукол-барышень.

– Как вам удается так удачно их стилизовать?

– Флер старины игрушка приобретает с течением времени, но можно ускорить этот процесс!

Для этого я тонирую ткани и швы на кукольных одежках, создаю потертости с помощью наждачной бумаги.Детали лепных кукол прорабатываются более темными красками.

– Материалы дорогие?

– Хорошие материалы, конечно, недешевы. Особенно это касается глин и инструментов для лепки, натуральных тканей и кружев, высококачественных красок. Сравнительно невысока стоимость материала для ватных кукол, но зато на них уходит очень много времени, а это тоже ценный ресурс.

– Сколько вы делаете одну куклу – там ведь столько крошечных деталей, например, малюсенькая книга, которую читают куклы, или совсем крошечный цилиндрик.

– Изготовление каждой куклы – процесс достаточно долгий. Все начинается с идеи, потом эскиз или выкройка. Когда кукла готова, встает вопрос о нарядах. Знаете, даже двух медведей, сшитых по одной выкройке, редко удается похоже одеть.

Одному платье к лицу, а другому не идет! Но мне нравится сидеть над этими маленькими одежками, лепить крошечные ручки и рисовать «живые» глазки у 10‑сантиметровой куколки. В этом процессе есть что‑то завораживающее.

– Что самое сложное и что самое простое в вашей работе?

– Самое сложное – придать кукле то выражение лица или мордочки и то положение тела, которое я задумала. Не так, как получится, а как должно получиться. К сожалению, у меня нет даже азов художественного образования, приходится учиться в процессе. А самое легкое, пожалуй, сшить платье, я делаю это без швейной машинки.

Похож на Шаляпина и Ельцина

– Один из медведей в пальто, как кто‑то заметил, похож на Ельцина – откуда вы берете образы, что вас вдохновляет?

– Много всего! Я очень люблю детские книги с красивыми иллюстрациями – это просто кладезь идей! Читаю сказки – так появился кролик Эдвард. Увидела открытки с удивительными зверушками Юлии Селиной и попробовала воплотить их в вате. В другой книге были иллюстрации старого зимнего Петербурга с фланирующей публикой.

Там был господин в высокой бобровой шапке и пальто с меховым воротником, и я решила медведю сшить такой наряд – не знаю, похож ли мишка на гуляющего по Невскому аристократа, но с Шаляпиным и Ельциным его сравнивали.

– Кому ваши игрушки достаются?

– Далеко не все мои куклы предназначены для детей – они нуждаются в бережном отношении, в них есть мелкие детали – бусины, ключики, плюс опилки и гранулят внутри небезопасны.

Мои игрушки хороши в качестве интерьерных. Исключение, пожалуй, текстильные куклы. Одну зайчиху я создала по просьбе мамы малыша, у которого был зайчонок, и ребенок решил, что тому срочно нужна мама!

Досье «ВП»

Светлана Федорова, 45 лет, родилась и выросла в хуторе Урюпинского района. С 1993 года живет в Волгограде, окончила сельхозакадемию и уже более 20 лет занимается бухгалтерским учетом. «Это моя основная профессия, но все чаще мне хочется, чтобы моей работой стали куклы и все, что с ними связано», – объясняет мастерица. Семья – муж и 2 взрослых сына, они поддерживают Светлану во всем.