Эпоха потребления мертва. Ее хоронят на Украине

- В смысле Apple Pay не работает?! - сказала в сердцах девушка, пытаясь оплатить проезд в маршрутке при помощи телефона.

Эпоха потребления мертва. Ее хоронят на Украине
© Русская Планета

- Ну вот так, не работает. Сами карты работают, а с телефона нельзя. Сам сегодня не смог в метро оплатить, - ответил ей водитель. Девушка, явно раздосадованная, полезла рыться на дне сумочки в надежде найти реальные, а не виртуальные деньги.

Из-за военной спецоперации на Украине мир рядового обывателя дрогнул. Коронавирус и последствия пандемии оказались лишь цветочками.

На входе в магазин шведской мебели и товаров для дома IKEA - гигантские очереди. К кассам очереди начинаются чуть ли не со входа на склад. Так люди отреагировали на известие о том, что магазин приостанавливает работу в России до конца мая.

В последний день работы Икеи потребитель мел с полок все, как не в себя. Как будто завтра ядерная война, и никакой Икеи больше никогда не будет. Никогда-никогда. Пережидать войну с плюшевой акулой в обнимку, конечно, приятнее.

И не важно, что еще до войны у компании наблюдались сбои в цепочках поставок из-за пандемии, что вся зарплата российским сотрудникам будет сохранена, а магазин планирует возобновить работу в конце мая.

Метут с полок смартфоны, бытовую технику, компьютерное оборудование. На волне паники продавцы уже задрали цены где-то на треть, а где-то в два раза. Все потому, что несколько технологических компаний, включая Apple, Samsung, Intel, IMD и других, решили прекратить поставки своей продукции в Россию.

Кто-то по сугубо экономическим причинам. Кто-то - из политических соображений. Кто-то временно, до прояснения ситуации. А кто-то навсегда.

Конечно, можно всплеснуть руками и патетически воскликнуть:

Вряд ли для того, кто не мыслит своей жизни без ультрасовременных гаджетов, купленных аккурат после презентации, эти слова будут хоть что-то значить. Мы же смеялись над теми идиотами, которые покупали кроссовки по 100 тысяч рублей и продавали места в очереди за iPhone?

Если послушать стоны в соцсетях и в ближайшем окружении, то окажется, что этими идиотами оказались если не все, то многие. Да и мы сами про себя выругались после неудачной попытки оплатить что-то в супермаркете при помощи Samsung Pay. Что ж...

Один за другим закрываются магазины с модной одеждой, в их числе - Zara, Stradivarius, Massimo Dutti. Уходит «тяжелый люкс» - Louis Vuitton, Kenzo, Gucci, Dior.

Причем поклонники премиальных марок без излюбленных товаров не останутся. Всем прочим придется думать, где найти запчасти для немецкой машины, да в каком пальто ходить. А запивать горе от отсутствия привычных брендов придется исключительно российскими алкогольными напитками.

Однако все, что сейчас происходит на рынке, можно назвать лишь одним словом: паника.

И, если включить мозг, то можно вспомнить, что основной торговый партнер России - не США, и не Европа, а Китай: 25%.

На США приходится всего 5%. И то, американские компании пока ведут себя более осторожно, чем европейские.

Из европейцев нам важна Германия (10% от торговли). А из товаров - ограничения на поставку лекарств и медицинской техники: от этого мы сильно зависим.

Ну по сути, что потеряют рядовые потребители? Американские гаджеты (собранные в том же Китае), немецкие автозапчасти, бытовую технику и косметику из Европы. Да, и придется снова носить с собой пластиковые карты - ужас-то какой.

Но это временно. Потому что деньги всегда найдут лазейку.

А когда дым рассеется, выяснится, что вернуться на российский рынок все эти громко хлопающие дверями компании не смогут: место уже будет занято. Занято, понятное дело, в первую очередь азиатскими производителями. И что-то подсказывает, что американцы свой кусок пирога откусят.

Все, что мы видим сейчас - лишь следующий этап распада глобального рынка и конца глобализации как таковой. Эпоха потребления уходит, а что придет ей на смену - пока не ясно.

Ясно одно: эти процессы набирали силу еще до пандемии. Ситуация на Украине лишь довершила начатое коронавирусом.

Массовый потребитель как основа западного демократического общества уходит в небытие. Ради айфонов и длинного списка именитых брендов никто не будет не то что умирать - даже лезть на баррикады побоится.

Ценность брендов и вещей понизится, и это хорошо: планете и правда тяжело вывозить человечество, которое только и делает, что потребляет без меры, а ежегодная покупка новых вещей с выбрасыванием старых является основной движущей силой экономики.

Так что не грустите по старому миру. Он был неплох. В нем было весело и красиво. Но так долго продолжаться не могло, по сотне разных причин, и непосредственно события на Украине значатся в этом списке где-то под номером пятьсот. И потом, видимый достаток, как оказалось, был всего лишь иллюзией. А с любой иллюзией очень больно прощаться.

Трансформация затронет не только Россию, вот увидите. Хуже всех придется как раз Европе: она доживает последние сытые дни.

Мы не обещаем, что в новом мире будет легко. Но, наверное, сейчас и правда самое время избавиться от лишнего. И дело не только в вещах. Сможем перестроиться - выстоим.

Должны.

Обязаны.