«Увидев меня со шприцем, Чуня орал и атаковал когтями»: кто и как спасает диких животных в Калининградской области
В честь кого орлана назвали Санычем и почему ёжики далеко не милашки, что такое «ушиб всей птицы» и кого спасут молочные козы? Корреспонденты «Клопс» побывали в единственном в Калининградской области центре реабилитации диких животных «Биосфера Балтики».
Краснокнижный орлан Саныч, он же Чуня, попал в центр год назад. Спас его Александр Ярошук — да-да, бывший мэр Калининграда. Однажды он рыбачил в заливе и заметил на отмели птицу с перебитым крылом.
«Несколько дней рыбаки на катере ходили в залив кормить Чуню, потом мы его поймали.
Орлану не было года, а травма серьёзная — оскольчатый перелом крыла.
Рана намокла и инфицировалась, оперировать птицу было нельзя — орлан мог не выйти из наркоза. Мы старались сохранить крыло — кололи лекарства, трижды в день делали перевязки, ставили капельницы. Видя меня со шприцом в руке, Саныч сопротивлялся: он истошно орал, убегал и атаковал лапами — когти у него длиной около пяти сантиметров. Как-то у меня сломалась машина, а Чуне стало плохо. Пришлось вызывать такси.
Я предупредила, что буду с птичкой на руках: ни в одну переноску он не влезал.
Нужно было видеть глаза таксиста, когда я села в машину с орлом, завёрнутым в одеяло», — вспоминает руководитель центра Юлия Садовская.
Сейчас крыло Чуни на месте, но оно не функционирует. Птица ест рыбу и перепелов, у неё есть любимый трон: старое кресло в вольере.
Вторая краснокнижная птица попала в «Биосферу Балтики» в феврале. Пернатого нашли в лесу на востоке области.
«Сначала мне сказали, что нашли журавля со сломанным крылом. Я заранее переживала: журавли редко выживают в неволе, сильно стрессуют, их сложно кормить. Потом мне сообщили, что он прекрасно ест рыбу. Я засомневалась: а журавль ли это?
Когда птицу привезли, оказалось, это редкий в наших краях чёрный аист.
Сейчас мы оформляем документы на его временное содержание. Птица молодая, сломанное крыло срослось неправильно. Как он пострадал, а главное, как выжил в морозы — загадка. Перспектив выпуска у него нет. Если получится, найдём ему подругу и оставим для разведения, а потомство вернём в природу для восстановления популяции», — рассказывает Юлия.
В соседних вольерах суетятся галки, сороки, грачи и вороны. Почти все птицы — травмированные. Они вполне нормально уживаются друг с другом, но время от времени скандалят и делят верхние ветки: те, кто забрался повыше, норовят клюнуть нижнего.
«"Переломыши" нужны нам для подготовки молодняка: врановые учатся жить и кормиться, общаясь с сородичами. Они живут стаями, а пары создают на всю жизнь. Первый год «молодожёны» живут для себя, а уж потом выводят потомство. Вороны и галки очень хорошие родители, они заботятся о потомстве и не бросают молодняк», — рассказывает Садовская.
Год назад центр переезжал, и питомцев забирали на передержку волонтёры. Много пернатых осталось жить в вольерах на частных территориях — люди привыкли к ним и не вернули обратно.
«Забавные ролики про сорок и ворон, которые дружат с человеком и всех умиляют — это не про диких взрослых птиц. Для домашнего содержания врановых нужно выращивать с рождения.
Птицы не любят прикосновений — иногда сородичи почёсывают друг друга, но чаще бьют. Поэтому если хотите погладить птичку, помните, что она воспринимает это как угрозу»
Лебеди десятками начинают прибывать по осени. Многие — из поздних выводков: в сентябре-октябре птенцы ещё покрыты пушком, а родители уже улетели.
«Малыши попадают к нам с рахитом, недостатком витаминов. Они не добирают вес за зиму, часто болеют, грудная клетка не раскрывается, лёгкие плохо работают. Мы стараемся пристроить их на частные пруды, закрытые водоёмы. Сейчас некоторых птиц хотят забрать в лицензированные зоопарки России», — говорит Юлия.
Среди раненых птиц — один лебедь с поломанным крылом, другой с ластом, частично отрезанным рыболовной леской.
«Ему повезло — раны зажили, опора на лапу сохранена, у него даже есть шансы вернуться на свободу. «Переломышу» нужна косметическая операция — убрать осколок и подшить крыло. Летать он не сможет, но мы попробуем пристроить его на частный водоём», — говорит Садовская.
Во время штормов на побережье выбрасывает рыбоядных нырковых уток — двух обессиленных морянок нашли люди.
«Они зимуют на Балтике. Сильные ветра бьют их о камни и волнорезы, пернатые часто получают смертельные травмы. Мы это называем ушиб всей птицы. Внешне она вроде целая, а внутри переломы и разрывы органов… Но за последний год у нас успешный опыт — мы выходили уже пять морянок», — говорит руководитель центра.
Гуся с простреленным крылом нашли на городском озере в районе ул. Невского. Птицу долго не могли поймать. Забрать жертву охотников смогли только с первыми морозами. Гусь ослаб и сам вышел к людям. Он живёт в центре почти пять месяцев.
Серую цаплю калининградцы привезли зимой замёрзшую и исхудавшую.
«Ноги тонкие — мёрзнут, сама птица худая. Цапли должны улетать, но они всё чаще остаются зимовать в Калининграде. Серые цапли начали селиться на разных городских водоёмах — мне звонят говорят: «Тут такая птица необычная! Ей, наверное, нужна помощь!» Нет это обычная, здоровая особь, обманутая теплом», — говорит Садовская.
Ещё одна редкая птица «залетевшая» в «Биосферу» — самка павлина. Её заметили на козырьке многоэтажки на уровне второго этажа. Начались заморозки, и павлиниха не могла сдвинуться с места — лапы замёрзли. Птичку достали строители и привезли нам. Наши волонтёры её очень полюбили, а недавно она вдруг начала нести яйца.
Ястребы попали в «Биосферу Балтики» с переломанными крыльями. Две птицы живут в разных клетках и ждут переселения в вольеры.
«Мы их «вылётываем»: выпускаем по очереди летать в комнате. Это серьёзные хищники, они охотятся на всё, что движется. Если ястреба запустить в вольер с голубями, он убьёт всех до единого. Кроме того, самка значительно крупнее самца и представляет для него угрозу. Можно сказать, что ястреб — это машина для убийства. Каждая птица должна жить отдельно. Пристраивать их в частные владения мы не вправе — они в списке животных, запрещённых к содержанию дома», — рассказывает Садовская.
Неясыти чаще всего становятся жертвами аварий. Бьются о машины, получают черепно-мозговую травму.
«Эту птицу подобрали на дороге, привезли к нам. Судя по всему она тоже столкнулась с автотранспортом. Будем «разлётывать» её как всех других птиц. Совам нужны определенные вольеры, об обычную сетку они убьются. Надеюсь, скоро нам удастся создать для птиц все условия. Когда наша неясыть окрепнет, мы выпустим её».
Кроме пернатых в центре перезимовали три ежа — их принесли летом. Двое были совсем малыши, третий с укушенной раной.
«Ежата были очень худые. За осень они не успели откормиться, мы оставили их зимовать. Они впадают в спячку, как медведи, но мы не помещаем их в полный холод — время от времени они просыпаются, чтобы покушать, потом снова засыпают. В лесу они спят в норах и во время сильных дождей рискуют утонуть. Внешне ёжики — это милые симпатяжки, но в уходе они довольно противные — вонючие и агрессивные животные».
Животные поступают в «Биосферу Балтики» круглый год. В конце марта на берег выбрасывает ослабленных тюленят. В прошлом году в центре выкормили и отпустили в море четверых ластоногих.
Лето — время белых аистов, стрижей и ласточек. В 2021 году проблем подкинули сотрудники одного из крупных предприятий области: они сбили десятки гнёзд с живыми птенцами, сложили их в коробку и выставили на жару. Волонтёры забрали птиц и сутками выкармливали малышей, давая еду пинцетом.
В 2021 году в центре спасли раненого лисёнка, а выводок лисят люди по глупости забрали из норы. Мамы не было рядом, малышей решили «спасти». Хорошо что зверьки уже открыли глаза и ели самостоятельно. Им сделали вольер с дном из сетки — так лисьи детишки не устроят побег через подкоп. Набросали веток и стройматериалов, чтобы зверьки могли прятаться.
«Через дыру в глухой стене мы наливали им воду из шланга, кидали корм два раза в сутки так, чтобы они нас не видели. Когда лисята стали проявлять охотничьи инстинкты, их отвезли в лес и выпустили», — говорит Юля.
Большие сложности возникают при уходе за зайчатами. В питании они очень привередливые: кормить их можно только козьим молоком определённой жирности, а также специальной смесью. Из-за неправильной пищи буквально за неделю у них развиваются тяжёлые заболевания: слепота, катаракта, рахит, ломкость костей, слабость мышц.
«Увы, этот процесс необратим. Животное становится инвалидом. Помню малыша, которого добрые люди «спасали» сгущёнкой и яичным желтком, а потом привезли к нам. Он умер в тяжёлых мучениях, потому что никакие лекарства не помогали», — говорит Садовская.
В отличии от кроликов, зайчата рождаются зрячими и в шкурке. Люди находят в лесу новорождённых и думают, что это подросшие животные. На самом деле их нельзя забирать, иначе мать не найдёт малышей, они погибнут. Подросшие зайчата во время гона становятся агрессивными: кидаются, кусаются, бьют ногами с мощными когтями.
«В прошлом году мы успешно взрастили двух зайцев русаков, хоть это было невероятно сложно», — говорит Садовская.
Ещё недавно детёнышей млекопитающих — зайчат, бельчат, летучих мышат, косулят — выкармливали заменителем молока от Royal Canin. Сейчас, увы, достать его трудно, и цены заоблачные. В центре уже разработали «антикризисный» план, но и на его воплощение нужны силы и средства.
«Нам нужны дойные козы, необходимо высаживать тыквы и кабачки для корма лебедям и посадить для самообеспечения плодовые деревья: яблони, груши, сливы, вишню, черешню, черноплодку, калину, рябину. На территории мы начали строительство новых вольеров — нужны стройматериалы и рабочие руки. За любую помощь мы и наши животные будем благодарны», — говорит Юлия Садовская. Связаться с центром «Биосфера Балтики» можно по телефону + 7 9622 633 775.