«Авиатор» набирает воздух под крыльями

Она позволяет логистическим конторам экономить на бензине большие миллионы. Датчик этот врезается в бак, поясняет сотрудник компании «ТехАвтоматика» Алексей. Потом подключается к приложению на телефоне хозяина и тот уже может контролировать, где сейчас машина, сколько топлива она потратила и тп. Ловкач-дальнобойщик лишнего из бака не сольет.

«Авиатор» набирает воздух под крыльями
© Финансовая газета

- Так баки же разные бывают, как быть с длиною трубки? - спрашиваю.

- При необходимости она просто отпиливается ножовкой, нет проблем, - поясняет Алексей. – Много лет назад мы сделали прототип датчика из трубки и консервной банки. И прекрасно работало!

В этом рассказе, как в капельке воды, отражена история частного технопарка «Авиатор», резидентом которого является производитель чудо-датчиков. Тоже все рождалось из банок и палок. Сначала бизнесмен Марат Бикмуллин довольно долго искал идею бизнеса. В древние времена он бы точно был собирателем. Потому что все, что ни встречает на пути, - все в лукошко. То бишь в будущий технопарк.

Физик-электронщик по образованию, некоторое время он занимался бизнесом как таковым. Начиналось все буквально с гаража, какого-то сарая в промзоне. Лет двадцать назад появилась типография, потом Марат увлекся модным тогда производством пластиковых окон. Пространство расширялось, появился цех побольше. В какой-то момент предприниматель понял, что окна уже не тема – их уже чуть ли не в каждом подвале выпускают. Но в то же время появлялись партнеры, которые хотели бы работать на этих площадях. И они были уже ближе по природе – зазвучали слова контроллер, газоанализатор, светодиод.

Лет семь-восемь назад пришло увлечение коворкингами. Казалось, вот она, магия открытого пространства для обмена идеями и энергиями. Цех стал превращаться в нечто современное, с пуфиками, граффити на стенах, раскиданными по балкону тренажерами, переговорками. Ну чисто штаб-квартира Яндекса. Мода ушла, коворкинг не показал себя живучим форматом, но открытость осталась.

Мне кажется, в этом месте ничего не пропадало даром. Мимолетные тренды, идеи бизнес-гуру, тенденции дизайна – все это проходило, всем увлекались, но брали от этого только то, что реально сработает. Например, до пандемии десяток лет каждые две недели сотрудники разных компаний могли собираться на кейс-клуб. Штурмили, ставили себе невообразимые задачи, а потом выполняли их. Работала фишка! По понятным причинам дело заглохло весной 2020 года. Но! Теперь это переросло в регулярный сбор советов директоров компаний-резидентов. Сидят, обсуждают проблемы, штурмят, а когда начинает искрить, рождаются новые неожиданные идеи. Тут вообще, кажется, пространство, открытое для всего нового.

Несколько лет назад десяток производств, собранных на одной территории, превратились в первый частный технопарк в Казани. Ломали голову, как назвать его. Пространство стало называться «Авиатор». Там вся округа такая. Спорткомплекс «Авиатор». Отель «Авиатор». Рядом авиационный завод, моторостроительный, вертолетный. Объяснимо.

Сейчас у «Авиатора» 14000 квадратных метров. К осени должно прирасти еще 7500. Места категорически не хватает. Своей очереди заселиться ждут еще три довольно крупных арендатора.

- Мы уважаем богатых, - говорит управляющий технопарком Олег Степанов, тоже, кстати, физик по образованию. – Я всегда спрашиваю кандидатов в резиденты, как они относятся к богатству, умеют ли зарабатывать деньги. Это важное качество. И если мы видим, что такой бизнес приживется у нас и даст толчок дальнейшему развитию, мы все сделаем, чтобы его оставить здесь.

«Авиатор» - это одна сплошная опытно-производственная площадка. Здесь любят науку, много экспериментируют и зарабатывают на этом.

- Вот, смотрите, корпус этого светильника напоминает профиль пластикового окна, - показывает директор компании Нитеос Адель Заляев, внешне напоминающий повзрослевшего Электроника. – Мы попробовали пятьдесят разных герметиков, пока не нашли тот, который нужен. Светильники этой конструкции стоят на Кул-Шариф.

Если кто видел ночью соборную мечеть в казанском Кремле, тот ее точно не забудет. Легкая и невесомая, парит она на фоне ночного неба. Добивались этого эффекта композиторы света, как называют себя сотрудники Нитеоса. И заметьте, здесь вдруг снова всплывают пластиковые окна, давно уже не выпускающиеся на здешнем производстве. Я ж говорю, тут ничего не появляется и не пропадает просто так. Все идеи, все образы в копилочку.

Разумеется, сейчас один из самых обсуждаемых вопросов – непрерывный цикл производства. Какие-нибудь датчики или контроллеры невозможно получить не только из Америки, их и из Китая не очень везут. Но «Авиатор» как раз то самое место, где тесно от идей и точно полно неочевидных выходов. Один из резидентов с говорящим названием ООО «Интеллектуальные климатические системы», например, сейчас освоил полный комплект начинки умного дома из отечественных комплектующих. Их оборудование позволяет экономить энергию в зависимости от режима использования. Сегодня резидент нашел объект, на котором испытывает свое оборудование. То есть дом, который превратили в умный. Его немного поизучают, прежде чем запустить оборудование в серию. 

Защищенные фонари, газоанализаторы, метеостанции, датчики мониторинга транспорта… Недавно «Авиатор» посетил мэр Казани Ильсур Метшин. Он то и дело кивал подчиненным: вот это в городе нужно использовать, и это, и это. Градоначальник был искренне изумлен, что частный технопарк не просит денег. И в отчетах о той встрече говорится не столько о проблемах, сколько о проектах.

Хотя одной милости от государственных структур «Авиатор» все же ожидает. Статуса промышленного электронного технопарка.

- Мы будем третьими такими в стране, - говорит Олег Степанов. – Это было бы что-то вроде истории с айтишниками, только по нашей теме.

Ну да, точно, вот что мне напоминает «Авиатор» - Силиконовую Долину. Сборище талантливых людей, сумасшедших экспериментаторов, появившееся как бы само собой, от потребностей рынка. Только со своей спецификой. Оно не выросло на этом месте в мгновенье ока, на это ушло почти двадцать лет. Но сегодня «Авиатор» готов ко взлету.

- Сейчас мы готовим письмо мэру, - говорит Степанов. – Просьба у нас все же есть.

Так сложилось, что три улицы вокруг технопарка окаймляют территорию в 200 га. «Авиатор» занимает примерно два с половиной гектара. Все остальное, как водится, хотят застроить жильем. Реновация, то-се.

- Мы готовы забрать эти 200 гектаров и сделать из них электронный кластер, - утверждает Олег. – Что будет очень логично. Тут вокруг громадные производства – авиастроительный, вертолетный, моторостроительный заводы. Наш кластер отлично вписался бы в это пространство.

На стене в коридоре висит проект многоэтажной стекляшки – таким представляется основное здание «Авиатора». Гигантское, современное. Такой вот образ будущего у небольшого частного технопарка, набирающего воздух под крыльями.

Его администрация не сомневается, что отчаянно-дерзкое предложение найдет поддержку властей. Да и нам не хочется сомневаться в этом.