В Госдуму внесли законопроект, направленный на защиту семьи от избыточного вмешательства
МОСКВА, 4 июля. /ТАСС/. Законопроект, направленный на защиту семьи от необоснованного и избыточного вмешательства, внесен в Госдуму. Об этом ТАСС сообщила в понедельник один из авторов инициативы, глава подкомитета по гражданскому и семейному праву комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина.
"В преддверии Дня семьи, любви и верности внесли на рассмотрение Государственной думы законопроект, который позволит защитить российские семьи от необоснованного и избыточного вмешательства. Законопроект содержит 20 поправок в Семейный кодекс и 25 поправок в семь иных федеральных законов", - сказала она.
По словам сенатора, законопроект подготовлен по концепции, согласованной межведомственной рабочей группой в СФ, которая вырабатывает консолидированную позицию по совершенствованию действующего института "отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью" и приведению его в соответствии с новыми конституционными положениями о защите семьи и ребенка. В состав рабочей группы входили представители семи федеральных органов исполнительной власти - Минпросвещения, Минюста, Минтруда, Минздрава, Минфина, МВД, МЧС, а также представители Генпрокуратуры РФ, уполномоченного по правам человека в РФ, Федеральной нотариальной палаты, представители научного и родительского сообществ.
"Законопроект позволит обеспечить необходимую защиту ребенка от любых угроз силами самой семьи, включая родственников, или при поддержке государства, и защитить семьи с детьми от необоснованного и избыточного вмешательства в их внутренние дела, тем самым будет способствовать укреплению института семьи, достижению согласия в обществе и реализации обновленной Конституции РФ", - пояснила Мизулина.
Презумпция добросовестности
Внесенный законопроект, направленный на исключение практики произвольного отобрания детей из семей, предусматривает презумпцию добросовестности родителей и преимущественное право родственников на воспитание ребенка, если он остался без попечения родителей, в том числе временного, сообщила один из авторов инициативы.
"Законопроект вводит в Семейный кодекс новые принципы правового регулирования семейных отношений, защищающие семью, такие как: презумпция добросовестности родителей при осуществлении родительских прав, право ребенка на родную семью. Это означает, что государство берет на себя обязанность при внесении изменений в семейное законодательство исходить и из этих принципов", - сказала она.
По словам сенатора, презумпция добросовестности родителей означает, что государство признает всех родителей действующими в соответствии с интересами детей, пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. "Введение этого принципа позволит исключить порочную практику произвольного отобрания детей из семей", - уточнила Мизулина.
При этом право ребенка на родную семью означает, что ребенку во всех случаях отсутствия родителей, временно или постоянно, гарантируется его право жить и воспитываться в родной семье, семье своих родственников или свойственников.
"Родственникам, свойственникам ребенка гарантируется преимущественное право на его воспитание во всех случаях, когда ребенок остается без попечения родителей. Или когда родители временно не могут осуществлять свои родительские права. Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью не родственников, минуя принятие мотивированного решения об отказе в передаче ребенка его родственнику (с возможностью его обжалования), впредь будет считаться незаконным", - подчеркнула сенатор.
Меры защиты ребенка
Законопроект предусматривает комплекс мер защиты детей вместо действующего принудительного механизма отобрания ребенка, сообщила Мизулина.
"Вместо действующего принудительного механизма отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства в случаях широко толкуемой ими на практике непосредственной угрозы его жизни или здоровью (действующая статья 77 Семейного кодекса) законопроект предусматривает комплекс мер защиты детей, который позволяет и защитить ребенка от возникшей угрозы, и не уничтожить при этом содержание самого основного права ребенка - на его семью", - сказала сенатор.
Как отмечают разработчики, в комплекс входят в первую очередь меры, которыми родители могут воспользоваться самостоятельно в тех случаях, когда им известно, что ребенок может остаться без их защиты или попечения. Например, если родители или единственный родитель ребенка нуждаются в стационарном лечении, их работа носит разъездной характер или осуществляется вахтовым методом и т. д.
В этих целях родители вправе воспользоваться одним из прав, предусмотренных законопроектом. В частности, родители смогут подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении ребенку опекуна (попечителя) на случай, когда они "по уважительным причинам не смогут временно осуществлять свои родительские права". При этом назначение опекуна или попечителя в этом случае не прекращает родительских прав.
"В отличие от действующего законодательства реализация такого права будет зависеть от родителей, а не от органа опеки и попечительства. Кроме того, предусматривается порядок не только подачи заявления, но и принятия решения органом опеки и попечительства, а также учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, и порядок разрешения споров по поводу опекуна", - говорится в пояснительной записке.
Также родители наделяются правом выдать нотариально удостоверенное согласие на осуществление определенных полномочий законного представителя ребенка родственником или свойственником в период временного нахождения ребенка с ним в отсутствие родителей. Родители смогут привлекать для воспитания детей родственников без специального документального оформления их полномочий. "Нельзя будет отобрать ребенка у бабушки, дедушки, у которых нет доверенности от родителей", - отмечают авторы законопроекта.
Временные меры защиты
В ситуациях, когда родители временно не могут осуществлять свои права и обязанности (их перечень содержится в законопроекте), ребенок передается родственникам или другим близким ему лицам. И только в случае, если это невозможно, - в организацию для детей. Речь идет о таких ситуациях, когда родителя экстренно госпитализируют в бессознательном состоянии, он пропадает без вести или задержан как подозреваемый.
Временные меры защиты будут действовать до тех пор, пока родители вновь не смогут осуществлять свои права, либо до момента признания ребенка оставшимся без попечения родителей.
"Отобрание ребенка у родителей станет возможным только при их виновном поведении на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо об их ограничении. То есть по результатам полноценного судебного процесса, в котором родители смогут представить свою позицию и доказательства", - отмечается в пояснительной записке.
Запрет "антисемейной терминологии"
Законопроект устанавливает единую терминологию и исключает возможность появления антисемейных терминов, в том числе "родитель номер один" и "родитель номер два", сообщила глава подкомитета по гражданскому и семейному праву.
"Законопроект обеспечивает терминологическое единство семейного законодательства. Впервые с учетом положений обновленной Конституции РФ в семейное законодательство встраиваются определения таких основных терминов, как "семья", "родители". В законопроекте говорится, что семья - это общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения), связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом", - сказала сенатор.
По ее словам, определение позволяет дифференцировать меры поддержки семей, имеющих детей. "[Определяется, что] родители - это мать и отец ребенка. Тем самым исключается возможность применения такой антисемейной терминологии как "родитель номер один" и "родитель номер два".
Как отмечают разработчики, фиксируется важное, но оспариваемое на практике право родителей выбирать методы воспитания ребенка, исходя из его законных интересов, возраста, состояния здоровья и уровня развития, в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями своей семьи. При этом указывается, что методы воспитания ребенка должны исключать причинение вреда здоровью ребенка либо совершение иных действий, запрещенных законодательством.
Сопредседатель межведомственной рабочей группы Елена Мильская отметила в свою очередь, что законопроект призван соблюсти принцип максимального обеспечения интересов семьи. "Авторы законопроекта предлагают выстраивать отношения государства и семьи на иных принципах - презумпции добросовестности родителей и права ребенка жить в родной семье", - добавила она.
Соавторами законодательной инициативы также выступили глава комитета по законодательству Андрей Клишас, сенаторы Владимир Полетаев, Екатерина Алтабаева, Елена Афанасьева, Александр Башкин, Маргарита Павлова, Римма Галушина, Ольга Ковитиди, Вячеслав Наговицын, а также депутаты Дмитрий Вяткин и Татьяна Буцкая.