Войти в почту

Девочка из сна: история любви Габриэля Гарсия Маркеса и Мерседес Барча

Знаменитый колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес встретил свою будущую жену на танцах, в маленьком городке Сукре в солнечной Колумбии. И это было бы идеальным началом романтической истории, если бы не одно «НО». На момент знакомства девушке было всего 13 лет.

Столь юный возраст избранницы не остановил Габриэля, ведь он сразу же твёрдо решил, что женится на ней, о чём сразу же и заявил всем.

«Я только сейчас понял, что все стихи, которые я писал, были посвящены вам. Будьте моей женой!» – сказал юный Габриель на танцплощадке красивой девочке Мерседес.

Оценив столь серьёзный настрой, внешний вид парня и его настойчивость, девушка не стала медлить с ответом. Однако её не по годам взрослое решение было оценено женихом по достоинству.

«Я согласна. Только, если позволите, я сначала окончу школу», – со всей серьёзностью ответила девочка.

Свадьба Габриэля Гарсия Маркеса и Мерседес Барча состоялась, но не сразу. Чтобы достичь желаемого им потребовалось целых 13 лет.

Чуть позже Маркес скажет:

«Мы не были помолвлены, мы просто терпеливо и без томления ждали того, что нам предназначено. Мы знали, что рано или поздно условность обретёт под собой реальную почву».

Габриэль Гарсиа Маркес. Фото Википедия

Выдуманный и реальный мир Габриэля Гарсия Маркеса

Являясь одним из основоположников магического реализма, Маркес жил как будто в своём, выдуманном мире. На всё происходящее он смотрел через призму собственного воображения. На всё имел свой взгляд. Даже его мемуары, в большинстве своём, вымысел и фантазия. Изучая его историю, порой сложно сказать – какие факты являются правдой, а какие выдумкой.

С достоверностью можно сказать только о детстве колумбийского писателя. Габриэль родился 6 марта 1927 года, в маленьком провинциальном городке Аракатака близ реки Магдалены.

Его отец работал телеграфистом и часто трудился в несколько смен, чтобы прокормить семью. Маминого внимания мальчику не хватало, хотя он сильно был привязан к ней и любил её. Однако у него было ещё 10 братьев и сестёр, и поэтому воспитанием ребёнка занимались бабушка с дедушкой. Именно их воспитание сказалось на духовном формировании юного Габриэля.

Гордая и властная бабушка Транкилина позже не раз станет образом женщин из романов Маркеса. Дед – полковник, прошедший Гражданскую войну, также станет частым героем произведений Габриэля.

Мечтая стать юристом, Габриэль окончил интернат и сразу же поступил в университет в Боготе в 1946 году. Писать начал ещё в юности. И юридическое образование не отнимало у него времени на поэзию. Все восхищались стихами поэта, а его это ещё больше вдохновляло.

У Габриэля была цель – заработать много денег, чтобы жениться на Мерседес.

Некоторые знакомые семьи утверждали, что во время знакомства молодых, Мерседес было не тринадцать, а девять. Но достоверного источника найти не удалось. Вся эта история также отражается в произведениях Маркеса.

Так в романе «Сто лет одиночества» маленькой Ремедиос было 9 лет, когда в неё влюбился Аурелиано Буэндиа. В его романах часто поднимается тема любви – любви к девочке, не достигшей брачного возраста.

Мерседес Барча. Фото Википедия

Девочка из сна

Маркес часто говорил, что, ещё будучи школьником, увидел Мерседес во сне. Тогда он и решил написать роман о девочке, мечтающей путешествовать.

Мерседес родилась 6 ноября 1932 года в селении Маганга.

Скромная отличница из приличной семьи, Мерседес всегда привлекала других не только красотой, но и умением мудро размышлять. Будучи очень ответственным ребёнком, она мечтала стать биологом и посветить этому делу всю жизнь.

Когда школьница сообщила родителям о своём решении выйти замуж, все посчитали это подростковым бунтом. Никто и не думал, во что выльется эта история любви.

Шли годы, а свататься Габриэль так и не приходил. Мерседес, отвергала поклонников, не обращала внимания на сплетни о его похождениях, не боялась остаться старой девой – она ждала. Не расстроил её даже мимолётный парижский роман Габриэля с испанской актрисой Марией Консепсьон Кинтаной.

Важно было лишь одно – Маркес не переставал писать ей и отвечать на её письма. Всё остальное не имело для неё значения.

Габо и Мече переписывались несколько раз в неделю. Возле его кровати висела фотография возлюбленной, на которую он смотрел перед и после сна.

Его товарищ, Плинио Мендоса, вспоминал, как, впервые оказавшись в комнате Маркеса, увидел фото Мерседес.

«Я шагнул к стене, чтобы посмотреть на висевшую там фотографию его невесты – симпатичной девушки с длинными прямыми волосами. «Это – священный крокодил», – сказал Габо».

Да, их помолвка длилась долго. Иногда её сравнивают с историей Флорентино и Фермины из романа «Пир во время чумы». Главный герой женится на своей избраннице лишь «спустя пятьдесят три года, семь месяцев и одиннадцать дней после того, как произнёс клятву в вечной любви».

Мерседес ждала венчания чуть меньше. Долгие 13 лет. В марте 1958 года, когда Маркесу был тридцать один год, они обвенчались.

Габриэль Гарсия Маркес и Мерседес Барча. Фото@kulturologia.ru

И в горе и в радости

Семейная жизнь новобрачных складывалась весьма удачно. Жена поддерживала мужа во всём, а он всегда доверял ей самое сокровенное.

«За годы семейной жизни у нас не было ни одной серьёзной размолвки. Наверное, потому, что мы смотрим на вещи так же, как и до брака. Семейная жизнь – дьявольски трудное дело, которое каждый день начинаешь сначала. И так всю жизнь. Живёшь в постоянном напряжении, и порой это так утомительно… но тем не менее это стоит того!» – скажет Габриэль Гарсия Маркес спустя пару десятков лет.

 В то время Маркес работал в редакции газеты El Espectador. Жили они в маленькой двухкомнатной квартире, предоставленной в наём. Удивительно, но как хозяйка Мерседес была никудышная. Но муж относился к этому снисходительно, и часто убирал дом сам.

Зато у неё получалось неплохо экономить. Жить приходилось в бедности, а значит, это был полезный навык. Мерседес ловко выбирала в лавках недорогие продукты, из которых могла с лёгкостью приготовить аппетитный ужин.

Ценил он её совсем не за это. Габриэля очаровывало отношение Мерседес к его творчеству.

«Она даже прикасалась к моим бумагам осторожно, словно они были древними святынями, способными рассыпаться в руках».

 Позже они родили двух сыновей, жизнь шла своим чередом. Иногда приходилось перебиваться с копейки на копейку. Но никогда Габриэль не слышал в свой адрес бранных слов, упрёков или недовольства.

Один из ухажёров Мече – Джеральд Мартин, писал:

«Когда я спросил у Мерседес в 1991 году, что, по её мнению, скрепило их союз, она ответила: «Это вопрос биологической совместимости, вы не находите? Без этого ничего и быть не может».

«Сто лет одиночества»

Мерседес была рядом с Габи во время его работы над романом «Сто лет одиночества», обеспечивала семью и не переставала верить в то, что её муж – гений! В это время писатель продал машину и на полтора года заперся в гараже, не общаясь с семьёй. Все расходы Мерседес пришлось взять на себя.

«Нашему домовладельцу мы задолжали аренду за восемь месяцев. Когда наш долг по оплате составлял всего три месяца, Мерседес позвонила ему и сказала: «Послушайте, мы не сможем заплатить вам ни за эти три месяца, ни за следующие полгода». Прежде она уточнила у меня: «Когда ты планируешь закончить?» – и я ответил, что месяцев через пять, поэтому она накинула ещё один месяц. И тогда домовладелец сказал ей: «Хорошо, если вы даёте слово, я подожду до сентября». И в сентябре мы ему заплатили…» – рассказывал Маркес позднее.

Спустя полгода роман был написан, но у Маркеса не было денег даже на то, чтобы отправить его в редакцию. Не хватало 160 песо. Тогда Мерседес продала последнее, что у неё оставалось – фен и миксер. И всё это без малейшего упрёка.

«Она заложила свой миксер и фен со словами: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим!» Роман оказался не просто неплохим: он оказался гениальным».

Вскоре роман её мужа принёс огромные гонорары, мировое признание и Нобелевскую премию. И здесь верная жена стойко выдержала всё рядом с мужем. Наплыв журналистов, скандалы, внимание со стороны – всё это время она была безмолвной тенью мужа.

Она избегала внимания, не рассказывала ничего и не общалась с прессой. Лишь однажды она дала интервью, которое начиналось с заголовка «Габи ждал, пока я вырасту».

Маркес понимал, насколько он обязан своей жене. Позже он напишет перед романом «Любовь во время чумы»:

«Посвящается, конечно же, Мерседес. Эти селенья уже обрели свою коронованную богиню».

Габриэль Гарсия Маркес и Мерседес Барча. Фото@kulturologia.ru

«Теперь я только муж Мерседес»

В 1999 году Маркесу поставили страшный диагноз «рак лимфатической системы». За 10 лет до этого он уже поборол рак лёгких. В этот раз ему давали несколько месяцев. Но благодаря верности и заботе любимой жены ему вновь удалось побороть страшный недуг.

Это стало закатом его карьеры. Сразу же после выхода из больницы он дал интервью, в котором объявил о завершении писательского дела.

«Теперь я только муж Мерседес… я принадлежу ей полностью».

Смысл жизни Габриэля Гарсия Маркеса

Любовь. Вот был смысл жизни колумбийского писателя. Об этом он говорил не раз. И с возрастом эта позиция лишь укреплялась.

«Для меня несомненно: смысл жизни – это любовь… И писать стоит только о любви, потому что всё остальное – от лукавого. Мой следующий роман будет, конечно же, о любви, о страстной, безумной, безнадёжной, вечной любви мужчины и женщины…»

В старости Габриэль начал страдать от болезни Альцгеймера. Его брат Хаим рассказывал, что в периоды обострения, писатель даже не узнавал друзей и родных.

«И только Мерседес он узнавал всегда. А иногда ему казалось, что Мече – всё ещё девочка, на которой он когда-нибудь обязательно женится».

Габриэль Гарсия Маркес и Мерседес Барча. Фото@kulturologia.ru

Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: История любви Антона Чехова и Ольги Книппер