Давайте уточним Не так давно прозвучало, что столетие в наступившем году отмечает нижегородская матрешка. Но вроде бы в Нижнем Новгороде матрешек не делали. Разъяснения дает директор предприятия «Торговый Дом «Семеновскпя роспись» Олег Коротков. - Определение «нижегородской матрешки» некорректно и не имеет под собой никаких оснований, – отвечает Олег Владимирович. – Ведь Семенов – это не Нижний Новгород. Все народные промыслы имеют названия по месту традиционного бытования: казаковская филигрань, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, арзамасская золотная вышивка, городецкая роспись, хохломская роспись, борнуковская резьба по камню, варнавинская резьба по кости и многие другие. Каждый из перечисленных промыслов – живой, уникальный бриллиантик в сияющей на весь мир короне российских промыслов. Но если проявить, простите, близорукость и начать «объединять» промыслы – появятся нижегородская филигрань, нижегородская кость, нижегородская вышивка, нижегородское кружево, нижегородская роспись… Согласитесь, странно звучит! Народные промыслы как культурная дефиниция подразумевает несколько определяющих слагаемых, неотъемлемых компонентов. Прежде всего, народный промысел – не индивидуальное творчество, но непременно продукт многолетнего труда коллектива, где ремесло передается буквально из рук в руки. Исторически семеновская матрешка привязана не просто к населенному пункту, но к конкретному предприятию – семеновскому промышленному объединению по производству сувениров. Когда изделие меняет локацию, оно при «переезде» также меняется. Следующий компонент – историко-географическая привязка: тесная и безусловная связь промысла с традициями и историей конкретной местности, локального населенного пункта. Плюс, конечно, индивидуальный комплекс относительно канонизированных стилистических особенностей: характерные форма, цвет, орнаменты. Конечно, семеновскую матрешку копируют. Но дальше бездумного копирования такие кустари продвинуться не могут, потому что у них получится уже не семеновская матрешка, а чье-то самостоятельное творчество. Никаких разработок, никаких пользующихся спросом новинок в традициях истинно семеновской матрешки вне фабрики родиться не может, потому что просто не из чего. Выйдет мастер из коллектива, оторвется от традиций – и окажется в тупике. Традиции, классика, история – всё это здесь, на фабрике «Семеновская роспись». И при том, что мы регулярно выпускаем десятки тысяч классических, знаменитых на весь мир кукол, за сто лет у нас появлялось немало новинок, которые «выстреливали» и становились супер-популярны! У кого два отца и ни одной матери? Этот вопрос когда-то звучал в телепередаче «Что? Где? Когда?». Ответ – матрешка! Считается, что в России первую деревянную крутобокую куколку выточил токарь-умелец Василий Звездочкин, а расписал ее участник общества художников «Мир искусства», ученик Маковского Сергей Малютин. Произошло это – тут источники слегка разнятся – в последние годы XIX века в Москве, в мастерской «Детское воспитание». В этой мастерской творцы разных направлений возрождали русские традиционные промыслы, а создала и поддерживала ее супруга купца-мецената Анатолия Мамонтова. В то время в России наблюдался взлет интереса к исследованию и возрождению всего народного, традиционного. И пусть матрешка стала, считай, авторским изобретением – она возникла не иначе как воплощенное гениальное озарение, суть и плоть к истинно «корневым» русским феноменам народной культуры. Очень скоро куклы-Матрёны стали изготавливаться массово, и имя стало нарицательным, обозначающим тип игрушки в общем – токарного производства, разъемные и с и росписью. Забавный факт: несмотря на «женское» имя, матрешка поначалу часто выходила в свет и в мужских образах: боярских, богатырских, в облике героев произведений Пушкина и Гоголя. В 1900 году юная матрешка была впервые представлена на международной выставке кустарных ремесел в Париже и имела большой успех, а вскоре поступил и первый экспортный заказ на крупную партию игрушек. Как раз не многодетных крестьянок, а «бояр». В французской столице их продавали в специально открытом магазине. Впрочем, в том же 1900 году мастерская «Детское воспитание» закрылась и весь ее ассортимент перешел к земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде. Но удивительное дело: на фоне мирового беспорядка – финансового кризиса, Первой мировой, Октябрьской революции, гражданской войны и прочих невероятных потрясений матрешка выжила и в дальнейшем лишь набирала популярность. В стране начали появляться крупные мастерские, где модные москвички-матрешки изготавливались профессионально и массово, обретая разные черты. Черноволоса и с цветами Название деревни Мериново Семеновского уезда Нижегородской губернии происходит от названия древнего народа меря – древнего поволжского племени. По преданию, поселение мерян было разрушено татарами, и почти пять веков назад новые поселенцы поставили деревню Мериново, «Мери новое». Издавна в те края бежали в разные года, скрываясь от репрессий, вольнолюбивые новгородцы, соратники Степана Разина, старообрядцы-раскольники. Лес был главным кормильцем, а значит, процветал и токарный промысел. Из поколения в поколение мастера делали деревянную посуду, гребни, весла, веретена, прочие разнообразные хозяйственные предметы и игрушки – не топорные, а именно токарные. В 1922 году там взялись за матрешек. Как матрешка попала в Мериново? Говорят, что матрешку, привезенную из Нижнего Новгорода, увидел старый мастер, токарь Аверьян Вагин – и вся его семья занялась игрушками, причем рисовали они смешных усатых мужиков. Еще одна история, относящаяся к тому же 1922 году, гласит, что куколку-«белье», то есть нераскрашенную – привез с Нижегородской ярмарки представитель потомственных «игрушечников» Арсентий Майоров. Далее ее «разодели» по-своему. Разные источники утверждают розно: то ли сам Арсентий Федорович расписал куколку, то ли его дочери. Сделали ее черноволосой и чернобровой, навели алый румянец во всю щеку, в руки дали яркие розы, а взгляду придали кокетливое выражение. Такой она осталась и по сей день. Может, именно она должна отмечать столетний юбилей? В 70‑х годах говорили: «матрёшка с мериновской росписью» и «матрёшка с семёновской росписью» Мериновская матрёшка всегда была составной частью семёновского ассортимента. Однако более сорока лет назад матрёшка с мериновской росписью закончила свою часть истории, и в речевом обиходе осталась «семёновская матрёшка». Поэтому – все-таки столетие семёновской. В России сложилось много стилей матрешек, отражающих характерные художественные особенности разных территорий: рыженькие вятские, глазастые тверские, северо-двинские блондинки, раскосые башкирочки в национальных костюмах; в «перестройку» появились многочисленных авторские куколки и даже матрешки-шаржи. А вот исконных, «исторических», настоящих матрешек, изготавливаемых в старинных центрах игрушечных промыслов, можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них и семеновская матрешка. Бренд «Семеновская матрешка» получил государственную регистрацию в качестве наименования места происхождения товара (НМПТ). Теперь так может называться только матрешка, изготовленная в Семеновском городском округе Нижегородской области. И право на использование бренда получило ООО «Торговый Дом Семеновская роспись». Самая первая кукла была восьмиместной и символизировала собой русскую крестьянку, пышущую здоровьем молодую многодетную мать: у нее был румянец во всю щеку, лукавая улыбка и семеро «деток», от девочки-подростка до запеленутого грудничка. Назвали ее распространенным именем Матрёна, как раз ассоциирующимся с такой, настоящей русской женщиной и очень неслучайно имеющем в основе латинский корень mater. Осенью 2021 года в Нижнем Новгороде прошел Глобальный форум креативных территорий, организованный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Нижегородской области при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Одним из пунктов итогового меморандума стало решение отпраздновать в 2022 году юбилей семеновской матрешки, как символа России на федеральном уровне. Традиционная семеновская матрешка – кукла с большим объемом незакрашенных деревянных поверхностей и роскошным букетом крупных цветов на фартуке. Семеновскую роспись отличают крупные глаза простой рисовки, чистые цвета и четко очерченные черным контуром детали. Семёновской матрешке100 лет Чего только про нее не говорят! Например, что прообразом русской матрешки были японские деревянные куклы, выточенные в форме кругленьких болванок без ручек и ножек. Пишут, что художники, возрождавшие русские народные традиции, видели у мецената Анатолия Мамонтова (родного брата покровителя театра Саввы Мамонтова) деревянную разъемную куколку старца Фукурумы, скрывавшую в себе добрые божества. Однако, в свою очередь, есть предание, что первую такую игрушку на острове Хонсю выточил некий русский монах. МАТРЁШКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ Олег КОРОТКОВ, директор ООО «ТД «Семёновская роспись» Семёновской матрешке 100 лет Чего только про нее не говорят! Например, что прообразом русской матрешки были японские деревянные куклы, выточенные в форме кругленьких болванок без ручек и ножек. Пишут, что художники, возрождавшие русские народные традиции, видели у мецената Анатолия Мамонтова (родного брата покровителя театра Саввы Мамонтова) деревянную разъемную куколку старца Фукурумы, скрывавшую в себе добрые божества. Однако, в свою очередь, есть предание, что первую такую игрушку на острове Хонсю выточил некий русский монах. Давайте уточним Не так давно прозвучало, что столетие в наступившем году отмечает нижегородская матрешка. Но вроде бы в Нижнем Новгороде матрешек не делали. Разъяснения дает директор предприятия «Торговый Дом «Семеновскпя роспись» Олег Коротков. - Определение «нижегородской матрешки» некорректно и не имеет под собой никаких оснований, – отвечает Олег Владимирович. – Ведь Семенов – это не Нижний Новгород. Все народные промыслы имеют названия по месту традиционного бытования: казаковская филигрань, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, арзамасская золотная вышивка, городецкая роспись, хохломская роспись, борнуковская резьба по камню, варнавинская резьба по кости и многие другие. Каждый из перечисленных промыслов – живой, уникальный бриллиантик в сияющей на весь мир короне российских промыслов. Но если проявить, простите, близорукость и начать «объединять» промыслы – появятся нижегородская филигрань, нижегородская кость, нижегородская вышивка, нижегородское кружево, нижегородская роспись… Согласитесь, странно звучит! Народные промыслы как культурная дефиниция подразумевает несколько определяющих слагаемых, неотъемлемых компонентов. Прежде всего, народный промысел – не индивидуальное творчество, но непременно продукт многолетнего труда коллектива, где ремесло передается буквально из рук в руки. Исторически семеновская матрешка привязана не просто к населенному пункту, но к конкретному предприятию – семеновскому промышленному объединению по производству сувениров. Когда изделие меняет локацию, оно при «переезде» также меняется. Следующий компонент – историко-географическая привязка: тесная и безусловная связь промысла с традициями и историей конкретной местности, локального населенного пункта. Плюс, конечно, индивидуальный комплекс относительно канонизированных стилистических особенностей: характерные форма, цвет, орнаменты. Конечно, семеновскую матрешку копируют. Но дальше бездумного копирования такие кустари продвинуться не могут, потому что у них получится уже не семеновская матрешка, а чье-то самостоятельное творчество. Никаких разработок, никаких пользующихся спросом новинок в традициях истинно семеновской матрешки вне фабрики родиться не может, потому что просто не из чего. Выйдет мастер из коллектива, оторвется от традиций – и окажется в тупике. Традиции, классика, история – всё это здесь, на фабрике «Семеновская роспись». И при том, что мы регулярно выпускаем десятки тысяч классических, знаменитых на весь мир кукол, за сто лет у нас появлялось немало новинок, которые «выстреливали» и становились супер-популярны! У кого два отца и ни одной матери? Этот вопрос когда-то звучал в телепередаче «Что? Где? Когда?». Ответ – матрешка! Считается, что в России первую деревянную крутобокую куколку выточил токарь-умелец Василий Звездочкин, а расписал ее участник общества художников «Мир искусства», ученик Маковского Сергей Малютин. Произошло это – тут источники слегка разнятся – в последние годы XIX века в Москве, в мастерской «Детское воспитание». В этой мастерской творцы разных направлений возрождали русские традиционные промыслы, а создала и поддерживала ее супруга купца-мецената Анатолия Мамонтова. В то время в России наблюдался взлет интереса к исследованию и возрождению всего народного, традиционного. И пусть матрешка стала, считай, авторским изобретением – она возникла не иначе как воплощенное гениальное озарение, суть и плоть к истинно «корневым» русским феноменам народной культуры. Самая первая кукла была восьмиместной и символизировала собой русскую крестьянку, пышущую здоровьем молодую многодетную мать: у нее был румянец во всю щеку, лукавая улыбка и семеро «деток», от девочки-подростка до запеленутого грудничка. Назвали ее распространенным именем Матрёна, как раз ассоциирующимся с такой, настоящей русской женщиной и очень неслучайно имеющем в основе латинский корень mater. Очень скоро куклы-Матрёны стали изготавливаться массово, и имя стало нарицательным, обозначающим тип игрушки в общем – токарного производства, разъемные и с и росписью. Забавный факт: несмотря на «женское» имя, матрешка поначалу часто выходила в свет и в мужских образах: боярских, богатырских, в облике героев произведений Пушкина и Гоголя. В 1900 году юная матрешка была впервые представлена на международной выставке кустарных ремесел в Париже и имела большой успех, а вскоре поступил и первый экспортный заказ на крупную партию игрушек. Как раз не многодетных крестьянок, а «бояр». В французской столице их продавали в специально открытом магазине. Впрочем, в том же 1900 году мастерская «Детское воспитание» закрылась и весь ее ассортимент перешел к земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде. Но удивительное дело: на фоне мирового беспорядка – финансового кризиса, Первой мировой, Октябрьской революции, гражданской войны и прочих невероятных потрясений матрешка выжила и в дальнейшем лишь набирала популярность. В стране начали появляться крупные мастерские, где модные москвички-матрешки изготавливались профессионально и массово, обретая разные черты. Черноволоса и с цветами Название деревни Мериново Семеновского уезда Нижегородской губернии происходит от названия древнего народа меря – древнего поволжского племени. По преданию, поселение мерян было разрушено татарами, и почти пять веков назад новые поселенцы поставили деревню Мериново, «Мери новое». Издавна в те края бежали в разные года, скрываясь от репрессий, вольнолюбивые новгородцы, соратники Степана Разина, старообрядцы-раскольники. Лес был главным кормильцем, а значит, процветал и токарный промысел. Из поколения в поколение мастера делали деревянную посуду, гребни, весла, веретена, прочие разнообразные хозяйственные предметы и игрушки – не топорные, а именно токарные. В 1922 году там взялись за матрешек. Как матрешка попала в Мериново? Говорят, что матрешку, привезенную из Нижнего Новгорода, увидел старый мастер, токарь Аверьян Вагин – и вся его семья занялась игрушками, причем рисовали они смешных усатых мужиков. Еще одна история, относящаяся к тому же 1922 году, гласит, что куколку-«белье», то есть нераскрашенную – привез с Нижегородской ярмарки представитель потомственных «игрушечников» Арсентий Майоров. Далее ее «разодели» по-своему. Разные источники утверждают розно: то ли сам Арсентий Федорович расписал куколку, то ли его дочери. Сделали ее черноволосой и чернобровой, навели алый румянец во всю щеку, в руки дали яркие розы, а взгляду придали кокетливое выражение. Такой она осталась и по сей день. Может, именно она должна отмечать столетний юбилей? В 70‑х годах говорили: «матрёшка с мериновской росписью» и «матрёшка с семёновской росписью» Мериновская матрёшка всегда была составной частью семёновского ассортимента. Однако более сорока лет назад матрёшка с мериновской росписью закончила свою часть истории, и в речевом обиходе осталась «семёновская матрёшка». Поэтому – все-таки столетие семёновской. Осенью 2021 года в Нижнем Новгороде прошел Глобальный форум креативных территорий, организованный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Нижегородской области при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Одним из пунктов итогового меморандума стало решение отпраздновать в 2022 году юбилей семеновской матрешки, как символа России на федеральном уровне. В России сложилось много стилей матрешек, отражающих характерные художественные особенности разных территорий: рыженькие вятские, глазастые тверские, северо-двинские блондинки, раскосые башкирочки в национальных костюмах; в «перестройку» появились многочисленных авторские куколки и даже матрешки-шаржи. А вот исконных, «исторических», настоящих матрешек, изготавливаемых в старинных центрах игрушечных промыслов, можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них и семеновская матрешка. Традиционная семеновская матрешка – кукла с большим объемом незакрашенных деревянных поверхностей и роскошным букетом крупных цветов на фартуке. Семеновскую роспись отличают крупные глаза простой рисовки, чистые цвета и четко очерченные черным контуром детали. Бренд «Семеновская матрешка» получил государственную регистрацию в качестве наименования места происхождения товара (НМПТ). Теперь так может называться только матрешка, изготовленная в Семеновском городском округе Нижегородской области. И право на использование бренда получило ООО «Торговый Дом Семеновская роспись».

Чудо, а не куколка
© Нижегородская правда