Дизайнер одежды Татьяна Еремеева - о том, как открыть собственное ателье и преуспеть

- Насколько мне известно, вы занимаетесь дизайном одежды уже более 20 лет. Почему вы решили работать в сфере моды?

Дизайнер одежды Татьяна Еремеева - о том, как открыть собственное ателье и преуспеть
© Волга Ньюс

- Я шью с детства. Начала перешивать себе изделия еще на бабушкиной машинке, когда мне было 7-8 лет. Потом на мое десятилетие папа мне подарил хорошую швейную машину. В то время это была лучшая машина, и на ней я постепенно начала шить. Я шила себе наряды в школу, на дискотеку. В седьмом классе уже сшила себе форму с фартуками и ходила, отличаясь от всех. Так что это моя жизнь.

- Где вы обучались перед тем, как начать строить свою карьеру в сфере моды?

- Я училась в физико-математической школе и грезила математикой. Математика для меня была очень интересным предметом. Учителя знали, что я шью, и говорили: "Иди куда-то в швейное", а я: "Нет, буду программистом". В то время программирование только начиналось. Потолок зарплаты программиста был 120 рублей, как у инженера. Это были маленькие деньги, средняя зарплата. Немного проработала после школы, до поступления в институт, буквально месяц, и поняла, что могу заработать гораздо больше 120 рублей.

Ушла в швейный, выучилась на специальность "конструктор-модельер", параллельно работала. Достаточно быстро я начала свой бизнес. Тогда были только барахолки. Я шила на барахолке вещи и продавала их. Пять дней в неделю шила, в субботу и воскресенье сама продавала эти вещи, зарабатывая достаточно хорошие суммы.

Потом какое-то время по семейным обстоятельствам не работала. Я была обеспечена и могла себе позволить вообще ничего не делать. Затем почувствовала, что мне хочется именно индивидуально шить для клиентов, и начала дома принимать заказы. У меня работали девочки-надомницы, помогали с легкой работой (утюжка, строчки, оверлок), а основную работу я делала сама.

В то время я жила в Алмате в Казахстане. В 1998 году я познакомилась со своим будущим мужем, и мы переехали в Самару. Тут какое-то время шила на дому. Дала объявление в газету, что конструктор-модельер принимает заказы. Затем пошла работать наемным модельером в частное ателье.

Еще в Алмате, работая с клиентами, я понимала, что мне хочется учиться дальше. Параллельно проходила массу курсов, связанных с моей деятельностью. Но в то же время осознала, что мне чего-то еще не хватает, и поступила в институт на специальность "социальный педагог-психолог". Это мне очень помогло в жизни - придало уверенности, дало толчок личностному росту, помогло выстраивать общение с клиентами.

Наемным модельером в частном ателье я проработала около трех лет. А когда с работодателем сложились достаточно проблемные отношения, муж посоветовал начать свое дело. Конечно, он мне очень помогал, у нас не было финансов, мы копили на машину, но вместо нее купили оборудование, арендовали помещение и запустились.

- Какие этапы в развитии вашего дела стали для вас наиболее сложными и проблемными?

- Проблемное для меня - то, что не очень нравится. Если пошив одежды, придумывание дизайнов всегда были интересны, восторженные взгляды клиентов и благодарности вдохновляли, то бухгалтерия давалась тяжело. На первых этапах не было возможности нанять бухгалтера. Мы с мужем старались делать все сами, но это занимало много времени и не доставляло удовольствия, забирало позитивную энергию.

- В вашем деле наверняка важно было обзавестись командой, с которой вы могли бы успешно осуществлять все замыслы...

- Моя команда начала формироваться еще в частном ателье, где я была наемным модельером. Тогда набрали много новых сотрудников, я была руководителем смены и фактически выучила всех новых людей, которые к нам только приходили из училищ, без опыта работы.

Под меня открыли филиал. Я практически отдельно работала, и мои работники зарабатывали больше, чем работники моего работодателя. Она не понимала, почему так, интересовалась, может, я деньги как-то не так отдаю... Но я человек честный. Да и ответ на вопросы был несложным. Я тщательнее продумывала дизайны, у нас было меньше переделок. КПД был выше, поэтому и зарабатывали больше.

На этом фоне и перестали складываться отношения с работодателем, написала заявление об уходе. Я хотела оставаться честной, поэтому никого не звала с собой. Знала, что все равно смогу найти команду. Но девочки сказали: "Если ты нас не возьмешь с собой, то мы все равно уйдем и не будем там работать, при любом варианте".

Вот так перетекла моя команда, готовые специалисты, мною выученные. Мы понимаем друг друга с полуслова, и теперь есть те, с кем мы работаем больше 20 лет. Но текучка все равно происходила, особенно среди портных. Кто-то уходит в декрет, бывали моменты, когда я увольняла по разным причинам.

Чтобы устроиться к нам, нужно было пройти жесткий отбор. Давалось сложное пробное задание. Это был очень показательный тест, и если человек не выполнял задание, я даже не брала на работу. Также у меня был принцип, который я сохранила до сих пор, - я не брала курящих на работу. Сама никогда не курила и считаю, что на работе человек должен работать. У нас эксклюзивные вещи, и этот запах - не наш вариант.

Кроме того, я человек неконфликтный. И если кто-то устраивался на работу и начинал "мутить воду", разводить скандалы, таких сразу увольняла. За духом коллектива я всегда следила.

- Когда вы поняли, что дело начало становиться успешным, что все труды, вложенные силы наконец начали приносить плоды?

- Открыли ателье в январе 2003 года. Муж мне говорил: "Все равно. Даже если просто в ноль работаешь, важно, что в свое удовольствие. Главное, чтобы не было никаких нервов". Это была его позиция. Но финансовая отдача была, и где-то через полгода мы смогли купить себе машину.

- У вас на сайте сказано, что в вашей базе зарегистрировано более 500 клиентов. Как вам удалось собрать такое большое количество заказчиков? Как о вас узнавали и продолжают узнавать?

- Я очень много анализировала момент маркетинга. После открытия ателье это было "сарафанное радио". Это было начало 2000-х, так что только оно. "Где ты взяла, где ты купила?", "Я не купила, а сшила!"

При этом некоторые клиенты не делятся моими контактами - не хотят, чтобы кто-то был в таком же костюме. Я отношусь к этому с юмором.

Сейчас, конечно, в основном узнают о нас через Интернет. Последний приток был после пандемии. Видимо, народ совсем ушел в онлайн.

- Клиенты преимущественно из Самарской области или из других регионов?

- Есть у меня клиенты из Москвы. Приезжают, заранее бронируют, и мы готовимся, что в этот период будем обшивать одну клиентку. Есть Ульяновск, например.

- Бывают клиенты, с которыми сложно найти общий язык? Что вам помогает в таких ситуациях, когда не можете договориться, прийти к согласию?

- Конечно, бывают такие клиенты, но их единицы. Мне очень помогла моя профессия психолога. В 2017 году я еще получила профессию имиджмейкера, там также важна была психология. Когда попадаются такие клиенты, я стараюсь принять человека таким, какой он есть. Если он "капризничает", стараюсь опускать эту ситуацию, понять его - почему он себя так ведет. Если мое предложение лучше - пытаюсь наглядно объяснить это. Если человек не понимает и настаивает на своем, то делаем так, как клиент хочет.

Была одна клиентка через Интернет. Как я ни пыталась ей объяснить, что цены у нас не берутся с потолка, для всех они абсолютно одинаковы, - все зря. "Нет! Я считаю, что это дорого!" Я не стала "бодаться" и предложила заплатить столько, сколько она считает нужным. Она заплатила 50%.

- Как проходит процесс создания дизайна одежды для клиента? С чего начинаете?

- Честно скажу, многое зависит от человека. Есть люди открытые, с полным доверием к специалисту. Вот для них как будто открывается портал извне, и я понимаю, что ко мне начинают откуда-то приходить идеи - самые разные, порой даже безумные. Появляется азарт.

А когда менее доверчивые люди приходят, тут уже все сложнее. В таких случаях я пытаюсь уловить в первую очередь, что же они себе придумали, чего они хотят. Потом уже корректирую их "хотелки". Если клиентам сложно что-то визуализировать, то мы вместе начинаем листать модный журнал, чтобы определиться, в каком направлении будем работать.

- Где вы берете ткань для создания одежды?

- Я этим занималась в начале двухтысячных. Объездила очень много оптовых складов в Москве. Смотрела ассортимент, цены. И для себя выбрала несколько складов, которые отвечали моим вкусовым пристрастиям, обеспечивали высокое качество и эксклюзивность.

- То есть преимущественно это поставки из Москвы?

- Да. Покупать самой в Италии, Франции, так как я не беру ткань тоннами, было бы очень дорого. А поставщики берут ее в большом количестве, так что через них есть возможность приобрести необходимый материал дешевле.

- На вашем сайте указано, что вы специалист в области персонального шопинга. Что это за услуга?

- Это услуга, которая не относится к ателье. Шопинг ­- это выезд со специалистом по магазинам. Это могут быть магазины одежды, обувные, ювелирные. Этой услугой обычно пользуется люди, которые не ходят в ателье, но им хочется одеться красиво.

Например, у меня недавно был шопинг с клиенткой, которая хотела подобрать наряд на день рождения мужа в кафе. Мы с ней походили по разным отделам, померили немалое количество одежды. Тут важно понимать, что к этому вопросу я подхожу с учетом цветового колорита клиента, стилевого типажа­ - это все уже из области имиджмейкерства. Кому-то пойдут ромашки, а кто-то в них будет выглядеть несуразно.

- Насколько высока конкуренция в сфере индивидуального пошива одежды в Самарской области?­­­

- У меня к этому вопросу довольно философское отношение. Я всегда говорила: пусть хоть соседняя дверь будет тоже ателье, но у каждого будут свои клиенты.

- Какие наставления можете дать будущим модельерам, которые хотели бы заниматься тем же, что и вы?

- В первую очередь нужно научиться шить. Придумать можно что угодно. Но когда ты придумываешь, ты должен понимать, как это будет носиться, как будет скроено, какая по качеству ткань лучше подойдет для этой модели.

Мне в свое время часто звонили дизайнеры, выпустившиеся из нашего строительного института. Я в таких случаях спрашивала человека, умеет ли он шить, на что получала отрицательный ответ. Ну и тут разговаривать уже не о чем. Я, когда рисую модель для клиента, уже сразу понимаю, как ее раскроить и как сшить.

Так что если вы собираетесь становиться дизайнерами одежды, учиться шить нужно обязательно. Тогда у вас получится реализовать все ваши задумки.