Войти в почту

В.Литовкин: Excalibur – не самая большая наша проблема

Экскалибур – священный меч легендарного короля Артура – теперь ассоциируется не с доблестными подвигами, а с гнусностью и подлостью. Агентство Bloomberg, ссылаясь на ранее не публиковавшиеся документы, подтвердило, что США поставили Киеву управляемые артиллерийские снаряды Excalibur.

В.Литовкин: Excalibur – не самая большая наша проблема
© Свободная пресса

Этот факт также подтверждается планами по пополнению запасов Пентагона этими снарядами. ВПК США для этого получит 92 миллиона долларов из дополнительных средств, что уже было одобрено Конгрессом.

О том, что Белый дом включил управляемые артиллерийские снаряды Excalibur в последний пакет военной помощи режиму Зеленского, СМИ уже писали, но американцы это не афишировали.

Вести огонь этими снарядами можно из гаубиц M777 калибра 155 миллиметров. Таковых у ВСУ более сотни. Это США, Канада и Австралия подсуетились и заблаговременно ими снабдили. Дальность эффективной стрельбы Excalibur – от 40 до 57 км (в зависимости от конфигурации) с точностью попадания до 10 м. Точность попадания достигается использованием приёмника спутниковых сигналов системы GPS.

Первый опыт боевого применения Excalibur в Ираке летом 2007 года оказался весьма впечатляющим: 92% снарядов ложились в пределах 4 метров от цели. И вот теперь столь грозное оружие попало в трясущиеся руки киевского режима. Лучше бы обезьянам его доверили, было бы безопаснее.

«Снаряды очень хорошие. Только использоваться они будут в очень плохих целях!».

«Пора нашим военачальникам отдать приказ на уничтожение спутников GPS над страной 404».

«Кто был на Красной площади в Москве, тот знает, что GPS там показывает что угодно, только не текущее местоположение. Аналогичные помехи можно организовать и на Украине».

«Сообщим в ответ, что Россия передала "Калибры" Северной Корее», – так эмоционально отреагировали пользователи соцсетей на действия США.

Но из-за чего сыр-бор? Разве ВСУ разбирают, куда палят? Долетело, рвануло, и ок. А что было целью: школа, больница, жилой микрорайон или военный склад – им как-то без разницы.

– Управляемый снаряд сокращает расход боеприпасов, – пояснил военный эксперт Виктор Литовкин. - Во время срочной службы в армии я служил в артиллерии. Для того чтобы получить высший балл за стрельбу, артиллерист должен был выпустить три снаряда: перелет, недолет, а последний снаряд – точно в цель. В случае же с Excalibur вместо трёх снарядов будет использоваться один.

Что касается утверждения, что им все равно куда стрелять, то это не совсем так. У ВСУ есть точные координаты целей, например, в Донецке. Они точно знают, где муниципалитет, где школы, где госпиталь, где жилые дома. Они не стреляют абы как, а ведут огонь выборочно и очень точно.

Пока достоверно неизвестно, применяли ли они Excalibur. Но “Три топора” 155 мм (гаубицы М777 – ред.) и наши 152-х миллиметровые гаубицы, имеющиеся у них на вооружении, сами по себе достаточно точные.

Радиус кругового вероятного отклонения (КВО) снаряда у наших гаубиц 25 м. А осколки разлетаются на 60 м как минимум, на практике даже больше. У “Трёх топоров” радиус КВО примерно такой же. Да еще ВСУ применяют системы залпового огня «Ураган», кассетные боеприпасы с минами-лепестками, которые специально созданы для борьбы с живой силой и не менее опасны, чем управляемые Excalibur. Да, те же «Ураганы» не так уж и точны, но они накрывают одним залпом территорию размером в шесть футбольных полей. Тут особая точность и не нужна, потому что вся эта территория окажется усеяна осколками. У тех, кто попадёт под раздачу, шансов выжить нет.

«СП»: – А чем мы можем ответить?

– У нас есть похожие снаряды. Но если Excalibur наводятся при помощи GPS, то нашим нужна лазерная подсветка. То есть наводчик должен видеть цель и находиться на определенном расстоянии, чтобы наводить на неё снаряды. Через спутники, насколько мне известно, наши снаряды не управляются.

«СП»: – Предположим, Excalibur попадает в четырехэтажное кирпичное школьные здание. Каковы будут разрушения?

– Это будет зависеть от взрывателя: фугасный он или осколочный. Если фугасный – снесёт половину здания. Если осколочный – выбьет все окна и двери и поубивает людей, которые в ней находятся. И неважно из чего построено здание: из кирпича или из бетона. Стены, даже бетонные, там же не в три метра толщиной будут. В кирпич, ну, в полтора кирпича. Защитить они не смогут. При попадании снаряда будет огромная дыра в стене и взрыв внутри здания.

«СП»: – То есть Excalibur представляют большую опасность именно для гражданских объектов?

– Военным тоже несладко приходится, когда такой снаряд прилетает. Но они обучены, как действовать во время обстрела, у них есть каски, бронежилеты, у них есть блиндажи, есть окопы. Даже если снаряд разорвется метрах в двадцати, солдат заляжет на дне окопа, осколки пролетят поверху и врежутся в землю. У гражданских возможности защититься нет. При взрыве снаряда падают стены, рушится бетонный потолок. Людей ранят и убивают не только осколки, но и обломки бетона и кирпичей. Кроме того, гражданские люди, прежде всего это, конечно, дети, женщины и старики, скорее всего, даже сориентироваться не смогут, куда можно спрятаться. Так что для гражданского человека они гораздо опаснее, чем для военного.

«СП»: – Но мы же можем глушить спутниковый сигнал, препятствуя тем самым точному наведению этих снарядов?

– Спутниковое наведение гарантирует максимально точное попадание снаряда. А вот до цели – управляемый или нет – он все равно долетит. Вот есть орудие, которое имеет определенные координаты. Есть цель, тоже имеющая известные артиллеристам координаты. Они вычисляют прицел, дальность и так далее.

При выстреле пороховой заряд выталкивает снаряд, и тот летит по баллистической кривой, то есть по дуге. Во время полёта на него влияют перепады температуры воздуха в различных слоях атмосферы, скорость ветра действует, еще много чего. В результате этого воздействия он может отклониться вправо-влево метров на 25. Но даже если он грохнет не точно в цель, а в 25 метрах от неё, то при радиусе разлета осколков в 60 м сами понимаете, сколько бед он может натворить. Так что «управляемость» – далеко не самая главная проблема, – полагает Виктор Литовкин

И – не единственная. Пока мы обсуждали Excalibur, посыпались новости о том, что Норвегия передаст Украине около 160 ракет Hellfire, пусковые установки и системы наведения. Они просто соревнуются, кто даст больше. Кто больше смерти принесет на украинскую землю.