Тактическое снаряжение и камуфляж в дефиците
Спрос на бронежилеты, универсальные складные наборы инструментов (мультитулы) и рюкзаки вырос в России за прошедшую неделю более чем в пять раз, говорится в исследовании онлайн-сервиса сравнения товаров и цен Price.ru. Тот объем экипировки, который раньше ретейлеры продавали за три месяца, во многих магазинах скупили за несколько дней. Чтобы не оставаться с пустыми полками и вешалками, некоторые компании подняли цены на снаряжение на 10-20% за последнюю неделю. Но было бы кому его шить. Срок заказа комплекта обмундирования вырос до полугода. Швей не хватает давно, но в последнее время дефицит ощущается особенно остро, подтверждают представители отрасли.
Судя по объявлениям на сайтах поиска работы, швеи в Москве в среднем получают от 60 тысяч до 120 тысяч рублей. Продолжает гендиректор Finn Flare Ксения Рясова:
— У швей зарплата уже как у директора магазина, тем не менее их очень сложно найти. В СССР были ПТУ, которые швей обучали, а сейчас это даже не курсы, люди сами учатся.
— Быстро подготовить невозможно?
— Компания Finn Flare принимает на работу стажеров, их целый месяц обучает, чтобы потом можно было посадить на поток. Каждая организация сама берет на работу стажеров и обучает их, никаких других обучающих курсов мы не знаем, проще сделать самим.
— Насколько интересно получить госконтракт на пошив тактического снаряжения?
— У нас очень маленькая фабрика, мы не сможем создать партию, которая необходима.
С другой стороны, большую часть спецодежды в России традиционно шьют коммерческие предприятия, организованные совместно с УФСИН. На них работают заключенные, которым явно не платят вышеназванные суммы. У Минобороны тоже есть свои предприятия, которые отшивают по госзаказу.
Еще пару недель назад, а тем более полгода, никто — ни государство, ни бизнес — не ожидал, что спрос на армейскую экипировку сделает такой рывок. Поэтому говорить о том, что не подготовились, не нарастили должные объемы, не организовали производство, способное быстро одеть 300 тысяч мобилизованных, странно, отмечает президент группы компаний «Сириус» Юрий Савелов. Для подобных ситуаций в государстве всегда существовал госрезерв, где обозначенная экипировка должна быть в объемах, значительно превышающих те самые 300 тысяч. Для того чтобы отечественная легкая промышленность смогла сейчас выполнить такой заказ, она должна работать только на армию месяцами, подчеркивает Савелов.
Что касается материалов и фурнитуры, из которых производится армейское снаряжение, в них недостатка нет: частично они производятся и в РФ, но миллионы метров завозятся из-за рубежа, западные санкции на это не повлияли, поясняет Юрий Савелов:
Юрий Савелов президент группы компаний «Сириус» «Термобелье и обувь мы производим. Допустим, я произвожу в России 20 тысяч пар в месяц. Если завтра поступит заказ, я, конечно, постараюсь обеспечить нашу армию. Сырье, наверное, у нас тоже есть, кожа у нас есть, но где гарантии, что заказ я получу? У меня очень интересная история. На фирме за три-четыре дня скупили очень много изделий, камуфлированных в том числе, это не основная наша позиция, обуви, флисовых костюмов. Но самое интересное, что это не Минобороны скупило, это скупили те фирмы и люди, к которым Минобороны не имеет никакого отношения. Но я четко понимаю, что одежда идет нашим солдатам. По каким ценам дальше они продаются, я не знаю».
Синтетические и смешанные ткани, из которых шьется армейское снаряжение, — это производные нефти. Но Россия производит эти материалы в очень небольшом количестве. Есть заводы Иванове, Чебоксарах, на Урале. В Туле организован небольшой завод по выпуску фурнитуры. К тому же несколько лет назад в России начала действовать программа, согласно которой компаниям, которые шьют из российских тканей, положены госвыплаты. Но и отечественные ткани и фурнитура в закупке получаются дороже на 15%, чем китайские. То есть примерно на размер той самой госвыплаты.
Однако перейти полностью на отечественное сырье не получается: мощности этих ткацких предприятий и их ассортимент весьма небольшие. Поэтому в основном ткани и фурнитуру для пошива российские предприятия завозят из Китая, Турции и Вьетнама. Хлопковые ткани и шерсть, которые используются для производства, например, термобелья и подшлемников закупают в Узбекистане, Казахстане или других «дружественных» странах.