Магазин-музей с изделиями всех русских ювелирных школ открылся в Новосибирске

– В Новосибирске открылся ваш новый магазин, который, насколько я понимаю, будет для «Русского ювелира» флагманским. В чем его уникальность?

Магазин-музей с изделиями всех русских ювелирных школ открылся в Новосибирске
© Bfm.ru Новосибирск

– Задумывая открытие этого магазина, мы ставили перед собой задачу представить совершенно новый формат. В итоге получилось место, которое значительно переросло рамки обычного магазина и рассматривается как ювелирное пространство. В нем мы презентуем наши собственные фабричные изделия и товары наших партнеров, а также знакомим посетителей со всеми школами русского ювелирного искусства.

Как известно, существует четыре школы русского ювелирного искусства с центрами в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и поселке Красное-на-Волге Костромской области. Все они представлены в нашем магазине, который в связи с этим получил название «Галерея русского ювелирного искусства». Здесь каждый может узнать про ювелирные традиции, веками существовавшие в России и сегодня вновь обретаемые ювелирными предприятиями.

– Как и когда появились эти ювелирные школы, в чем их особенности?

– Московская школа ювелирного искусства – это, как и сама Москва, перекресток всех дорог. Она является сплавом сарматских, гуннских, варяжских, монгольских, а также итальянских направлений. Апеннинский след в ней появился благодаря итальянцам, собравшим элементы архитектуры города.

Игорь КЕВЧЕНКОВ и Ирина МЖЕЛЬСКАЯ

Санкт-петербургская школа начала свой отчет фактически с основания Петром I города на Неве. В Санкт-Петербург приезжали талантливые художники и архитекторы из Европы, внесшие свою лепту в придание ему славы и величия. Это, например, Огюст Монферран – архитектор французского происхождения, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны. Здесь появился Карл Фаберже, основавший ювелирный дом и использовавший французские мотивы Людовика XIV и Людовика XVI.

Родоначальником центра ювелирного промысла в Костромской области стал также император Петр I. В 1701 году он издал Указ о создании в Красном-на-Волге, где добывалось серебро, казенных серебряных дел мастерских. Сначала они производили всевозможную утварь, позже освоили и ювелирные изделия. В начале XX века в этом месте открылась художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела, давшая начало технике «красносельской скани».

Наконец, четвертая школа, Екатеринбургская, появилась и впоследствии оформилась как самостоятельное направление на Урале с приходом туда заводчиков Демидовых. В это время там было организовано камнерезное искусство, появилась уникальная резьба по камню, началась обработка цветного камня.

Таким образом, русскому ювелирному искусству насчитывается несколько веков.

– В чем заключаются главные отличия этих четырех школ друг от друга?

– Все четыре школы, которые я перечислил, хотя и имеют некую русскую общность, но также обладают и характерными различиями. Санкт-петербургской школе свойственны в большей степени французско-испанские мотивы, московской – сочетание сарматских, гуннских и скандинавских стилей. Москва как Третий Рим привнесла в свое ювелирное искусство помпезность и дороговизну нашего ортодоксального христианства. Кострома Красная-на-Волге впечатляет самобытным цветочно-лепесточным орнаментом с животными мотивами. Екатеринбург отличается применением геометрических форм – кругов, квадратов, прямоугольников, идущих от техники обработки камня.

– И всем этим школам нашлось место в вашей «Галерее русского ювелирного пространства»?

– На свой праздник открытия мы пригласили представителей всех четырех направлений. От Московской школы – фирма Gevorkyan, Московский экспериментальный ювелирный завод «МЭЮЗ «Ювелирпром» и мы сами – «Русская ювелирная компания №1». Санкт-Петербург представлен в лице Mousson Atelier, выпускающего великолепные изделия мирового уровня – с высококачественными камнями и эмалью по гильошированному фону. От Костромской области – замечательная фабрика «Бриллианты Костромы». Из Екатеринбурга – ювелирный бренд Ringo, ювелирные дома Natasha Libelle и Maxim Demidov.

– Следуя вашим словам, можно предположить, что «Галерея русского ювелирного пространства» будет заниматься не только продажей ювелирных изделий?

– Новое ювелирное пространство, которое мы для себя определили, предполагает проведение всевозможных мероприятий, где мы будем знакомить посетителей с различными направлениями ювелирного искусства. Хочу подчеркнуть – речь идет именно об искусстве. Этот формат вполне можно обозначить как магазин-музей.

Мы планируем привозить и выставлять на обозрение различные экспонаты, в том числе, если удастся, имеющие историческую ценность. Также собираемся проводить тематические вечера на тему ювелирного искусства и цветных драгоценных камней. Участники смогут узнать, где добываются эти камни, каким способом обрабатываются и в изготовлении каких изделий используются. Если кому-то будет интересно, расскажем и о шаманской стороне камней, какие силы, по поверьям, они несут и на что влияют.

– На одной из витрин я увидела реплику Van Cleef & Arpels. Подобные вещи тоже можно у вас купить?

– В связи с проводимым импортозамещением ворота для таких вещей сейчас открыты. У нас есть предприятия, которые изготавливают 100-процентные реплики на очень модные бренды. Это и Cartier, и Van Cleef & Arpels, и Tiffany, и Damiani. Например, этим профессионально занимается ювелирный дом Flymi из Екатеринбурга – кстати, наши партнеры. И если кто-то мечтает о гвозде Cartier, то может легко заказать его у нас, получив абсолютно идентичную реплику.

Business FM предлагает также посмотреть фото с открытия «Галереи русского ювелирного искусства».

Читайте также: «Ювелирные изделия дешеветь точно не будут» – владелец сети ювелирных галерей ARTÉ.