Как лесть используется в маркетинге, работе и личной жизни

Лесть — это социокультурный феномен. Подданные часто льстили своим королям, стараясь им угодить. Постепенно эта манера общения становилась привычной и стала использоваться в разных обстоятельствах: в личных взаимоотношениях, работе, маркетинге. Рассказываем, почему мы так верим льстецам и как распознать фальшивую похвалу.

Как распознать лесть

Исторически сложилось так, что лесть использовалась как привычная форма общения с королем или королевой. В эпоху Возрождения среди писателей было принято льстить правящему монарху. Эдмунд Спенсер льстил королеве Елизавете I в «Королеве фей», Уильям Шекспир льстил королю Якову I в «Макбете». Так, лесть стала средством манипуляции в общении. Лесть в некоторой степени даже стала культурным феноменом. Историки, философы рассматривают лесть как проблему в области этики и политики. Собеседник может намеренно восхвалять и говорить комплименты, чтобы втереться в доверие. Как же отличить истинные намерения от ложных? Вот несколько признаков лести.

Преувеличение. Льстец намеренно преувеличивает достоинства.Неискренность. Лесть, как правило, не всегда отражает действительность и является надуманной. Например, ваш собеседник никогда не видел, как вы, например, катаетесь на серфе или поете, но утверждает, что вы делаете это блистательно.Категоричность. Льстецы используют такие слова и выражения, как «всегда», «никогда», «лучше тебя никого» и так далее.Приторность. Комплимент вызывает приятные чувства, а после лести могут возникнуть неоднозначные ощущения.

Конечно, возможны ситуации, когда искренний комплимент звучит как лесть. Это может быть связано с тем, что человек действительно впечатлен и то, что вы сделали, кажется ему просто фантастическим. К примеру, если вы нарисуете портрет человека, который сам рисовать не умеет, это может вызвать у него бурю эмоций. Высказанные им комплименты будут выглядеть как бурный поток лести, но в таких ситуациях нет смысла беспокоиться.

Почему мы верим льстецам

Некоторые подвержены феномену социального одобрения и без положительной обратной связи порой не могут продолжать свое дело. Поэтому разбираться в искренности комплиментов порой совсем невыгодно. Тем не менее лесть — способ манипуляции, с помощью которого собеседник стремится получить выгоду.

Лесть может использоваться в работе. Например, новый сотрудник универмага постоянно хвалит своего менеджера за мастерство в управлении магазином, отмечая, как ей повезло, что она «учится у лучших». Эта сотрудница продолжает спрашивать своего босса о местонахождении даже легкодоступных предметов и о помощи во второстепенных задачах. Ее босс продолжает баловать ее, получая регулярную дозу положительного подкрепления.

Только тогда коллега обращает внимание менеджера на то, что новый сотрудник проводит больше времени в Facebook, чем помогает клиентам. Зачем новому сотруднику чему-то учиться, если он может просто попросить помощи у своего начальника? Время, которое менеджер тратит на то, чтобы потакать своему бесплатному новому сотруднику, можно было бы потратить на управление магазином.

Элейн Чан и Джайдип Сенгупта в Гонконгском университете науки и технологий изучили феномен лести в маркетинге и опубликовали результаты в «Журнале маркетинговых исследований». Участников исследования попросили оценить достоинства открытия нового универмага на основе одного из рекламных объявлений магазина. Помимо описания предложений нового магазина, реклама хвалила читателей за их безупречное чувство стиля и взгляд на высокую моду. Участники в подавляющем большинстве охарактеризовали брошюру как лесть со скрытым мотивом толкать блузки, экспериментаторов больше интересовало, может ли развиться бессознательная положительная ассоциация с универмагом даже после того, как они отвергли рекламу как бессмысленную напыщенность. И если да, то будет ли эта неявная реакция лучшим предсказателем решений и поведения в будущем? Выяснилось, что имплицитное отношение к магазину было более позитивным, чем явное. Авторы предположили, что восприимчивость к лести проистекает из желания чувствовать себя хорошо. Мы особенно восприимчивы к сообщениям, согласующимся с оптимистичным взглядом на наши способности и характеристики.