Дедушка Мороз, давай, до свиданья!
Грустный праздник – так можно охарактеризовать нынешний Новый год. Россиянам приходится экономить на всём, хотя, казалось бы, значительная часть трат приходится исключительно на товары и услуги отечественного происхождения. Но как раз они почему-то дорожают даже сильнее импорта. Особенно нелепо выглядит дикий рост цен на «волшебные» поздравления от Деда Мороза и Снегурочки.
«Траты россиян на подготовку к Новому году в декабре снизились на 17% к аналогичному периоду прошлого года и составили 1,8 млрд. рублей. Наиболее значительно – на треть – уменьшились расходы на покупку елок и елочных игрушек.
За две декады декабря россияне потратили на покупку елок и новогоднего декора порядка 675 млн рублей. В первом случае они потратили 133 млн. рублей – на 31% меньше, чем год назад. На 36% – до 290 млн. рублей – сократились расходы на елочные игрушки. Менее значительно – на 21%, тоже до 290 млн рублей – уменьшились траты на гирлянды», – говорится в исследовании ВТБ.
На шампанское потратили на 20% меньше, на икре сэкономили 50% средств, и так далее. В итоге 57-66% респондентов «урезали осетра» по той или иной статье расходов, а то и по всем сразу. Причём значительно. Это касается также походов в рестораны, поездок на курорты и покупки подарков.
Увы, приходится «кроить» и на детях. В частности, вызов на дом Деда Мороза со своей подругой сильно подорожал.
«Многие Деды Морозы пользуются такси, цены на эти услуги у нас поднимаются, стоимость заказов тоже повышается. Проблема с погодой, в последние дни погода такая, что затрудняет передвижение Дедушки Мороза, они меньше выполняют работы и стараются компенсировать это повышением цены. Профессионалы сейчас работают где-то полчаса, это 8-10 тысяч рублей за домашнее поздравление. Детский сад, 30-минутная программа – это стоит примерно 6-10 тысяч рублей», – говорит руководитель национального общественного движения Дедов Морозов и Снегурочек Алексей Прокофьев.
Да, по понятным причинам востребованность «элитных» услуг сильно упала, а попытки компенсировать недостаток заказов ростом цен натыкаются на непонимание родителей. «Жадность ведёт к бедности» – данная поговорка как раз про такие ситуации. Ничего страшного, покуковав годик без заказов, к следующему празднику «дедушки и девушки» станут посговорчивей.
Это касается и пресловутых корпоративов. Практически все компании заявили о включении режима экономии, кое-где новогодние праздники попросту зажали, таковых более 20%. Причём зажали не только их. По данным рекрутингового сервиса «Работа.ру», только 20% компаний выплатят своим работникам предпраздничные премии, а 16% – выдадут подарки. Остальные «направят сэкономленные средства в бюджет компании на следующий год».
«Звёзды от шоубизнеса» уже плачутся – нет таких денег, как в прошлые годы, кого-то и вовсе никуда не приглашают. Или предлагают копейки. Всё вполне естественно, певуны стали немного поближе к народу. И это – правильно!
«В сравнении с предыдущим годом много чего изменилось и в прайсах, и в энтузиазме артистов: раньше они могли более жёстко диктовать свои условия, теперь же отношения стали более лояльными. Сейчас, конечно, очень большая конкуренция, с каждым годом она увеличивается. Цены, вместе с тем, упали, бюджеты на приглашение артистов сократились, заказчики заставляют их двигаться в цене. Спрос тоже стал меньше», – объясняет продюсер Дмитрий Ашуров.
А ведь конкуренция в артистических рядах в этом году вроде как должна была уменьшиться, многие слиняли за бугор и поносят страну, в которой они выросли.
С деньгами у народа совсем нелады, даже рестораны в пролёте. Включая недорогие. Согласно данным банка «Открытие», более 70% россиян собираются отпраздновать Новый год дома, остальные пойдут в гости к друзьям и родственникам. На общепит придётся всего 1% отмечающих! Рекордный показатель, точнее, антирекордный.
Многие заведения, в прежние годы открытые с утра 31 декабря и до позднего вечера 1 января, вообще не планируют обслуживать посетителей в новогоднюю ночь. Более того, рабочий день там закончится рано, в 16-18 часов, после чего работников распустят по домам минимум до 2 января.
«В заведениях, открытых к бронированию на 31 декабря, запрос на места в ресторанах небольшой. При этом часть гостей сомневается в целесообразности посещения ресторана и отменяет резерв», – объясняет владелец Tigrus Group Хенрик Винтер.
В сетевых дискаунтерах нарасхват дешевые ёлочные игрушки – до 40-50 рублей за штучку. Более дорогие уже не берут, на кассе целая горка таких – по 80-100 рублей и дороже. Аналогично и с ёлками, которыми торгуют тут же, на выходе.
«Если раньше все время нарастало потребление дорогих ёлок, то сейчас, наоборот, снижается чек, и покупают более дешевые ёлки. Живая ёлка остается самым массовым, самым традиционным атрибутом Нового года», – говорит директор по связям с общественностью компании «Елки.биз» Владимир Борисов.
Пихты, сосенки и прочую экзотику – чаще всего импортную – не берут совсем. В ряде мест по этим позициям уже начались распродажи, так как стало понятно, что реализовать всё не успеют. Однако цены ещё слишком высокие – 3-5 тысяч рублей за небольшое одноразовое деревце нынче мало кому по карману. То же самое и по деревцам в кадках, которые после праздника вроде как можно посадить у себя на участке. Во-первых, дорого, во-вторых, все уже поняли, что вероятность выживания такого саженца близка к нулю.
На новогодних праздниках традиционно делаются сверхприбыли, в этом году таковые получат отнюдь не все. В магазинах довольно пустынно, в крупных торговых центрах всё ещё грустней. Не орёт из динамиков музыка, горит лишь незначительная часть иллюминации. Судя по всему, ближе к празднику её таки зажгут, а пока включён режим экономии – подорожавшее 1 декабря более чем на 10% электричество просто так не тратят.
Отечественные утки-гуси по 750-800 рублей за килограмм (в прошлом году были по 350-500 рублей) не продаются, дальневосточная горбуша по 600 рублей за килограмм тоже не пользуется спросом.
По итогам этих праздников многие торговые точки получат солидные убытки, кто-то и разорится. И это нельзя считать трагедией. Напротив, будет урок. Быть может, до кого-то что-то дойдёт, и торговцы начнут соизмерять свои желания с возможностями народа. Не дойдёт – банкротов станет больше.
«После Нового года мы увидим череду закрытий заведений. Я и сам закрываю один из проектов. Ряд коллег приняли такие же решения. Вся подушка безопасности закончилась еще в первую волну пандемии. Колоссальные убытки продолжаются. Раньше ноябрь – декабрь были очень хорошими месяцами, а теперь падение выручки до 70%», – жалуется ресторатор Андрей Грязнов.
Бывает… Тут стоило бы добавить, что приезжие из других стран ужасаются ценами в российских ресторанах, да и качеством блюд тоже. Цены в продовольственных магазинах их тоже впечатляют, особенно в соотношении с зарплатами в РФ. Нужна коррекция, и того, и другого. Судя по всему, таковая уже не за горами.