Войти в почту

Бизнес готовится пересчитывать зерна

Весной с прилавков магазинов могут исчезнуть готовые завтраки с содержанием хлопьев, мюсли и гранолы, пишет газета «Известия». В первую очередь издание ссылается на письмо ассоциации компаний «Русбренд» к Минсельхозу, которая просит перенести внедрение госсистемы «Зерно» с 1 марта на 1 сентября.

Бизнес готовится пересчитывать зерна
© BFM.RU

В ассоциации отмечают, что уже выявили ряд недостатков в работе системы, и компаниям нужно больше трех месяцев, чтобы адаптировать свои рабочие процессы к постоянной отчетности правительству.

О создании системы учета «Зерно» заявлялось еще в конце 2020 года. Для сельхозпроизводителей и переработчиков зерна регистрация в ней стала обязательной с 1 сентября 2022 года. Фермеры вносят данные о количестве произведенного товара, информацию о продажах и об остатках. Система нацелена на создание прозрачного рынка. То, что к ней подключат и тех, кто поставляет крупы и другие товары из зерна непосредственно на полки магазинов, было понятно заранее.

Пока в постановлении правительства сказано, что система станет обязательной для производителей «продуктов первичной и промышленной переработки зерна». Это крупы, готовые завтраки и глютен, указывает исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев:

Алексей Поповичев исполнительный директор «Русбренда» «Проблема в том, что даже сейчас для того, чтобы информация, которую мы передали, была адаптирована системой, нужно от 40 минут до часа. Плюс существуют некоторые технологические перебои от пяти до шести часов, связанные с тем, что система постоянно обновляется. Еще один момент — технологическая проблема: у нас нет сторонних разработчиков программ, которые помогли бы интегрировать систему «Зерно» в наши клиентские системы. Если мы говорим про проблемы, которые обозначили «Известия», мол, этот товар пропадет с полок, мы считаем, что это необязательное следствие. Мы не драматизируем ситуацию. Конечно, продукт будет поступать, но возможны трудности на стороне поступлений и логистики».

Как сообщает оператор системы «Зерно», в первую неделю тестовой работы производители конечных товаров зарегистрировали в ней 800 партий продуктов. Также указывается, что оператор ведет обучающие мероприятия для тех, кого в будущем коснется система. В списке — хлебопеки и кондитеры, пивовары, торговые сети и мелкая розница, производители полуфабрикатов и готовой продукции, косметики и парфюмерии, животноводы, производители кормов и многие другие. И у каждого своя специфика и свои вопросы, констатирует вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут:

Александр Корбут вице-президент Российского зернового союза «Как будет работать система, я не совсем понимаю. Мука ведь не делается из пшеницы одного и того же вида. Формируется помольная партия: это пшеница и третьего класса, и может быть добавка даже фуражной пшеницы. Но по итогу получается качественная мука. Как здесь будет, сказать сложно. Для меня вопрос в другом: зачем? Для обеления рынка у нас этим занимается налоговая инспекция. Государство, естественно, имеет право и возможность делать все, что оно считает нужным, но я полагаю, что в этом случае государство должно объяснить обществу, во что это обойдется. Создание этой системы стоит миллионы рублей. Для меня важным моментом является то, что агрегированная информация о работе этой системы не является публичной. Фермеры могут посмотреть свои партии. Сравнить себя в целом с регионом, областью возможности нет. То есть она на рынок не работает».

Опрошенные Business FM переработчики зерна, которые подключились к системе еще в сентябре, отметили, что уже разобрались и привыкли к ней. К слову, им тоже давалось три месяца на подготовку: тестовый обкат рабочего процесса и наем специалистов.

В Минсельхозе заявили, что не намерены обсуждать предложение «Русбренда» о переносе внедрения системы на полгода. Но не факт, что это окончательное решение. Минпромторг, который за последние годы вводил маркировки всего — от лекарств до молочной продукции, — не раз переносил свои дедлайны после жалоб бизнеса.