Войти в почту

«Женитьба Бальзаминова» в Малом театре: куда приводят мечты и как отличить мнимое счастье от настоящего?

«Куда приводят мечты? Чем отличается мнимое счастье от настоящего? Вот некоторые из тех вопросов, на которые мы попытаемся ответить в нашем спектакле», – режиссер-постановщик Алексей Дубровский.

«Женитьба Бальзаминова» в Малом театре: куда приводят мечты и как отличить мнимое счастье от настоящего?
© Мир24

В Малом театре идут премьерные показы спектакля комедий А.Н. Островского «Праздничный сон – до обеда» и «За чем пойдешь, то и найдешь», объединенных под общим названием «Женитьба Бальзаминова». Это четвертая работа Алексея Дубровского в Малом театре, где он собрал весь звездный состав: народных артистов России Ирину Муравьеву (Бальзаминова), Людмилу Полякову (Ничкина), Владимира Носика (Неуеденов), Людмилу Титову (Красавина), Светлану Аманову (Белотелова), Виктора Низового (Чебаков)… Но мэтрам тут не уступает и молодежь, а главную роль доверили Денису Корнуху. Получился персонаж, который не может не вызывать улыбку: маменькин сынок, глупец, но как хочет богатства! Этакий неунывающий оптимист, который сам порой не знает, чего ему надобно. Зато исправно лежит на печи и видит прекрасные сны, которые потом на пару с маменькой толкует в свою пользу.

Малый театр – это всегда классика. Да, это тот самый Островский. Но «нафталином тут не пахнет». Лучшие театральные традиции плюс дух современности – вот что такое сегодня Малый театр. Никаких ассоциаций с предшествующими постановками и известным советским фильмом не возникает. Даже если попытаться что-то сравнить, результат будет отрицательным, потому что здесь своя четкая линия действия и идеологическая направленность, которые просто не позволяют зрителю думать о чем-то постороннем в течение всех трех часов, пока идет спектакль. Особенно хочется обратить внимание на актерские находки, которые и составляют канву юмористической направленности постановки.

«Женитьба Бальзаминова» в Малом театре: куда приводят мечты и как отличить мнимое счастье от настоящего?Фотограф Евгений Люлюкин. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Но вернемся к Мише Бальзаминову. Этот взрослый детина, которому уже давно пора жениться, все еще скачет у мамки на коленках, приговаривая «По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам в ямку бух…» И тщетно пытается найти богатую невесту. Тут уж, как говорится, охота пуще неволи. Первая попытка успехом не увенчалась – не вовремя купец, дяденька невесты, приехал, сразу раскусил, что жених-то лишь выгоды ищет, а из себя ничего не представляет. Оскорбился Миша, на сваху обиделся…

Кстати, о свахе. В исполнении народной артистки России Людмилы Титовой эта дама – что-то среднее между Мэри Поппинс и некрасовской русской бабой, которая и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит… Чай лучше не подавать, а вот от водочки не откажется, но все же это Леди Совершенство – каждый ее выход как мини-спектакль. И, конечно же, важный элемент костюма – зонтик.

Итак, Миша. Обиделся на сваху, да и пошел свататься самостоятельно. Помочь берется Лукьян Лукьяныч (народный артист России В. Низовой). Ну, как берется… Он, безусловно, преследует свои цели, а Бальзаминов лишь средство. Так и попадает он через забор к «своему счастью». Вдова Домна Евстигневна (народная артистка России Светлана Аманова) так прям изнывает от скуки и безделья, что, кажется, за любого выйти готова. Так что Миша-то очень даже и вовремя. А тут еще и сваха на месте. Так и сговорились… Но прежде, чем дело вышло, насмешили зрителя немало.

Сценография Марии Утробиной подчеркивает всю карикатурность происходящего. Рисованные декорации словно наброски жизней каждого персонажа, только вместо натюрмортов и пейзажей – сплошные шаржи. Выглядит все немного даже мультяшно, но то лишь оболочка. Внутри все совсем иначе – очень даже серьезно.

И это, пожалуй, лишь подчеркивает основную мысль режиссера Алексея Дубровского: «Работая над спектаклем, я обратил внимание на то, что практически все герои замечательной трилогии Островского про Мишу Бальзаминова вместо реалий повседневности живут иллюзиями и мечтами. Мечтает о счастье сына Павла Петровна Бальзаминова, чает большой любви Домна Евстигневна Белотелова, ждет возможности широко «развернуться» и применить всю свою богатую фантазию сваха Акулина Гавриловна Красавина, своими представлениями о любви живут Капочка и Устинька, а, главное, совершенно неприспособлен к реальному миру главный герой, Михайло Дмитрич Бальзаминов. Александр Николаевич так мастерски и с любовью описал этих «витающих в облаках» персонажей, что единственный трезвомыслящий человек, Нил Борисыч Неуеденов, говорящий о разумных и верных вещах, выглядит на их фоне малоприятным и отталкивающим».

Но и Неуеденов (народный артист России Владимир Носик) получился не отталкивающим, а даже притягивающим персонажем. Он кажется единственным здравомыслящим человеком, хоть и тоже имеет свои слабости.

«Женитьба Бальзаминова» в Малом театре: куда приводят мечты и как отличить мнимое счастье от настоящего?Фотограф Евгений Люлюкин. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Картины московской жизни, заявлено в программке. И перед нами действительно проносятся картины из жизни. Центральная – Миша Бальзаминов. И сколько их таких, ищущих богатства и нежелающих трудиться? А вот и сердобольная маменька в исполнении блистательной народной артистки России, лауреата Государственной премии СССР и премии Правительства России Ирины Муравьевой. Как любая мать, она желает счастья своему дитятке, но больно уж опекает свою кровинушку и никак не желает отпустить его от себя. Даже в финале, когда Бальзаминов мечтает, как едет в карете гулять, она спрашивает: «А как же я?» Подневольный сыночек вырос-то. Зато кухарка Матрена (заслуженная артистка России Екатерина Базарова) более тут походит на хозяйку, чем на прислугу. То, что это кухарка, выдает разве что швабра в руках.

Всего три часа – почти три века. Легко и карикатурно с одной стороны, серьезно и глубоко – с другой. Комедия «За чем пойдешь, то и найдешь» была закончена в 1861 году.

И вот что ответил на эту пьесу Ф.М. Достоевский: «Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой – это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме…»

А больше, пожалуй, даже через века, добавить нечего.

Кстати, не случайно у входа в Малый театр установлен памятник Островскому. Все его пьесы были сыграны на этих подмостках. И к 200-летию автора подготовились неплохо: это и дань памяти, и новое доказательство, что классика не устаревает. Главное – посмотреть на нее под нужным углом и, что называется, «выдержать характер» произведения.