Володин: более 60% покинувших Россию IT-специалистов вернулись обратно
В Госдуме заявили о возвращении большинства уехавших IT-специалистов. Сообщается, что «более 60%» россиян уже вернулись в Россию и вновь работают в очном режиме.
Данные о том, что из каждых трех уехавших за границу россиян двое уже вернулись в страну, представил Вячеслав Володин. Как выразился председатель Госдумы, «за время с момента отъезда более 60% вернулось и работает вновь на тех предприятиях, где раньше». Более того, по информации политика, часть специалистов остаются за границей в связи с «выносом предприятий» в другие юрисдикции из-за санкций.
Своими оценками делятся гендиректор разработчика CRM-системы «Мегаплан» Сергей Козлов и гендиректор ООО «Киберполигон» Лука Сафонов:
«Из 11 человек у нас один вернулся из Казахстана, так как ужесточили правила по визарану. Мы хотели для него оформить рабочую визу, но у нас компания — юридическое лицо в Алма-Ате. И мы своего же человека не можем оформить к себе в алма-атинскую компанию, потому что он находится сам физически в Северном Казахстане. Пожил-пожил и говорит: «Я собираюсь вернуться». Это сейчас у нас единственный человек, который вернулся. Понимаете, когда человек уехал уже, чтобы он вернулся, нужно, чтобы произошло какое-то большое событие. Недостаточно каких-то маленьких дел типа человеку с ипотекой — «было 5%, мы вам сделаем 4,5%, возвращайтесь». Сейчас на это никто и не реагирует».
«У нас в компании никто не уезжал. Но могу сказать по отрасли, по коллегам: если и вернулись, то это какие-то единицы. Никаких массовых возвращений нет. Те, кто уехали, они уехали и работают себе за рубежом. Больше всего всех, конечно, останавливает, молодых особенно ребят, возможная мобилизация».
Если говорить об IT-специалистах, для части из них поводом для возвращения в Россию могут стать трудности с поиском работы за рубежом. Целый ряд крупных западных компаний в последние месяцы объявил о сокращениях тысяч сотрудников. Впечатления собеседников Business FM о ситуации разнятся. Кто-то говорит, что на международном рынке труда стало тесно — уволенные из условного Google матерые айтишники кого угодно переконкурируют. Другие настаивают, что места всем хватает, а в том же Казахстане многие компании даже предпочитают нанимать айтишников-россиян. Продолжают дата-инженер Михаил Волошин, который остается в России, и backend-разработчик Андрей, который живет в Армении:
«В России зарплаты в IT-сфере однозначно выше, чем во всех тех локациях, в которые переезжают IT-специалисты из России. Понятно, что все мы пытаемся найти удаленную работу. Но давайте будем честными: кому нужен удаленщик, условно говоря, в американскую компанию, сидящий где-нибудь в Узбекистане? Никому и никогда. Все, кто хоть чего-то стоит на рынке труда, релоцируются в адекватном состоянии без удаленки».
«Никто из моих друзей, знакомых или коллег, которые уехали в прошлом году, не вернулся обратно. Какие-то разговоры об этом были летом прошлого года, но они больше были в контексте того, чтобы приехать в Москву, возможно, завершить свои какие-то дела и, если что, быстро уехать обратно. Но, когда случилась мобилизация, после этого все эти разговоры сошли на нет. Пока не будет определенностей в сложившейся ситуации, я не смогу планировать и определять как-то свое будущее. Безусловно, удобнее и приятнее работать в российской компании в привычной для тебя среде. Но одновременно с этим устроиться в иностранную компанию сейчас не выглядит чем-то сложным. Во многом из-за того, что многие люди, которые работают в них, это такие же эмигранты, это все те же русские ребята. И с точки зрения выстраивания рабочих процессов твоя жизнь не намного меняется».
Володин не сообщил, каким образом были получены оценки о возвращении в Россию большинства уехавших граждан. В мае в Минцифры говорили о том, что из уехавших с начала весны россиян в страну вернулись 80%. Ведомство ссылалось на данные по сим-картам российских операторов.