Войти в почту

Виртуозы обувных щеток: исчезнувшая профессия чистильщика обуви

В те далёкие времена, когда ещё и в помине не было обувных поролоновых губок, для ухода за своими ботинками люди обращались к чистильщикам. В наши дни, профессия чистильщика обуви считается почти исчезнувшей. Встретить этих виртуозов обувных щеток на людных площадях и у вокзалов вряд ли получится. Хотя, в некоторых странах они все еще трудятся, и то по большей части для развлечения туристов. Герои фильмов и песен А ведь в первой половине ХХ века чистильщики обуви были неотъемлемой частью городского бытового обслуживания. Как в Кёнигсберге, так и в Калининграде. В городе Советске, к примеру, чистильщики обуви сидели на улице Победы, в районе стоящего сейчас красного трамвая. О чистильщиках обуви даже складывались стихи, ставшие песнями. Одна из таких песен прозвучала в советском фильме 1936 года «Девушка спешит на свидание»: «Белые почистим, черные почистим. Серые почистим, раз – два – три. Из моей починки выйдут, как картинки. Старые ботинки – посмотри». Её написал Исаак Дунаевский на слова Лебедева-Кумача. В фильме «Неуловимые мстители» и «Человек идёт за солнцем» как раз можно увидеть чистильщика. Кадр из фильма «Человек идёт за солнцем». Кадр из фильма «Неуловимые мстители». Смелые и выносливые Люди этой профессии стали появляться на улицах еще в XVIII веке. Первое время в этой профессии трудились дети, пытаясь заработать на пропитание, помогая своим семьям с низким достатком. Но несмотря на невысокий «ценник», взрослые люди тоже стали учиться ремеслу, вливаясь в этот бизнес и вытесняя малолетних конкурентов. Согласитесь, непросто сидеть на пронизывающем холодном ветру или в зной, беспрерывно размахивая щетками. Для этого нужна особая закалка, выносливость и даже смелость. Очень часто чистильщики обуви выступали в качестве внештатных стражей потока граждан. В случае возникновения какого-то беспорядка они готовы были быстро устранить неурядицу, вмешаться в процесс для успокоения. А ещё иногда нужно было противостоять негодяям, посягнувшим на заработанное и нехитрый рабочий инструмент. Кроме этого, чистильщики обуви были осведомлены о местных слухах не меньше дворников, парикмахеров, точильщиков и стекольщиков. Первый бизнес Быть виртуозом обувных щеток не считалось зазорным. И многие люди, ставшие со временем достаточно известными, потом гордо рассказывали о своём первом ремесле, приносящем пусть маленький, но доход. Один из них – Джон Рокфеллер, первый официальный долларовый миллиардер в истории человечества. Свой путь к несметному богатству мальчик из бедной семьи начал с чистки обуви. Изображение создано нейросетью Услугами чистильщиков обуви чаще всего пользовались мужчины. Отправляясь в гости, на свидание к даме или на какое-нибудь важное мероприятие, они обязательно посещали специалиста по чистке обуви. Ведь обувь у истинного джентльмена всегда должна сверкать в лучах света. Иначе – стыд, позор и долго несмываемое пятно на репутации. Мастера глассажа Весь процесс «наведения глянца» практически всегда выполнялся с помощью наклонной подставки. Клиент ставил ногу на деревянный пьедестал, поудобнее садился в кресло, после чего начиналась виртуозная работа мастера. Как говорили в те далёкие годы, наблюдать за «священнодействием» чистильщика обуви – одно удовольствие. После смахивания пыли сухой щеткой, в обувь вставлялись картонки с закруглёнными краями, защищающие носки клиента от попадания частиц гуталина. Иногда, когда требовалось, даже вынимались шнурки. На поверхность ботинка наносился слой крема, тщательно втирался, и лишь потом чистильщик обуви приступал к полировке, не допуская резких перепадов блеска. Эта операция называется – глассаж. Сноровка и опыт мастера позволяли орудовать сразу двумя щетками. Как итог, обувь приобретала респектабельный вид, блеском радуя своего хозяина. К качественно начищенным ботинкам пыль не приставала несколько дней! Профессиональные секреты У всех чистильщиков обуви были свои хитрости и секреты, передающиеся по наследству. Ведь конкуренция в профессии присутствовала. И для максимального привлечения клиентов требовалось постоянно «держать марку». В строжайшем секрете держались способы равномерного нанесения крема на ботинки, состав самодельных кремов для обуви, сила давления щёток при полировке, и какой ворс щеток лучше всего подходит для той или иной операции. К примеру, пыль с обуви смахивалась пушистыми щетками из шерсти скунса. Если говорить о нашем регионе, то в Восточной Пруссии колониальные товары продавались во многих специализированных магазинах. Магазин колониальных товаров в Кёнигсберге (Калининград) Там, наверняка, можно было приобрести диковинное сырьё для щеток, или уже готовый инструмент чистильщика обуви. Во время чистки мастера привычно выслушивали болтливых клиентов, иногда и сами делились с ними какой-то важной информацией. Времени для этого вполне хватало. На качественную полировку пары обуви уходило от получаса до часа активной работы. Причём, слухами и новостями чистильщиков обуви охотно интересовались не только обычные горожане, но и правоохранители. Изображение создано нейросетью В годы СССР чистильщики не только работали на себя, но и объединялись в артели. К середине XX века они стали совмещать чистку обуви с мелким ремонтом. Позже становились предпринимателями. Сейчас лишь памятники, установленные чистильщикам обуви во многих городах мира, напоминают нам об этой профессии. А наши «путешествия» в мир интересного, и часто забытого продолжаются…