Экономист Алексей Зубец: У России есть все возможности для того, чтобы сделать всему миру предложение, которое окажется лучше, чем американское

Практически день в день с Посланием президента, 22 февраля, только 77 лет назад, из Москвы в Вашингтон был отправлен документ, ставший основой для американской политики в отношении СССР во второй половине прошлого века. Речь о меморандуме Джорджа Кеннана, советника американского посольства в Москве, получившем впоследствии название "Длинной телеграммы" и ставшем идеологической основой холодной войны США против СССР.

Экономист Алексей Зубец: У России есть все возможности для того, чтобы сделать всему миру предложение, которое окажется лучше, чем американское
© Российская Газета

Кеннан, будучи человеком неглупым, понимал, что прямое военное столкновение с Советским Союзом для Америки разрушительно, поэтому он предложил меры, которые позволили бы Соединенным Штатам добиться своих целей без войны.

Что же предложил Кеннан? Прежде всего, Америка должна, по его мнению, разобраться с собственными внутренними проблемами, обрести экономическое процветание и социальное спокойствие. Вторая важная мера - это предложение всему миру американской модели развития и содействия в улучшении жизни. Советские подходы многих не устраивали, так как были основаны на идеологии революционного разрушения, тогда как Соединенные Штаты могли предложить и Европе, и постколониальным странам политическое покровительство и участие в экономическом процветании. Третий постулат - это готовность к сдерживанию.

Силовая составляющая противостояния привела к войне в Корее, Вьетнаме и к массе других конфликтов по всему миру, однако она не была основной. Главными точками приложения усилий должны были стать внутренняя стабилизация западных стран и привлекательная картина развития, предложенная остальному миру.

С сожалением надо признать, что стратегия Кеннана тогда сработала. Америка сделала людям в разных странах мира предложение, которое показалось им более интересным, что и стало основой американского могущества на десятилетия вперед.

Совершенно очевидно, что сегодня страны Запада так или иначе пытаются использовать успешный опыт холодной войны для борьбы с Россией. Однако этим попыткам можно и нужно противодействовать. Тем более сегодня у нас есть все необходимое, чтобы добиться успеха. Мир уже далеко не тот, что 80 лет назад. Россия накопила достаточный опыт для того, чтобы не делать советских ошибок, да и Америка уже далеко не так сильна, как прежде. У нас есть все возможности для того, чтобы сделать всему миру предложение, которое окажется лучше, чем американское.

А вот коллективному Западу, по большому счету, предложить остальному миру особо нечего. Сегодня коллективный Запад уже не является ни источником уникальных инноваций, ни рынком сбыта. Образцом высокого качества жизни он тоже больше не служит. Скорее наоборот: моральные ценности, предлагаемые остальному миру, очень часто вызывают либо смех, либо отвращение, либо и то, и другое вместе. Нет и внутреннего социального спокойствия, на необходимость которого упирал Кеннан 77 лет назад. Сегодня коллективный Запад - это клубок социальных противоречий, из которых он не знает, как выбраться. А врач, не способный вылечить свои болезни, не вызывает доверия.

Сегодня Россия может и должна предложить миру идеологию совместного и равноправного экономического развития, ведущего к улучшению качества жизни людей. Собственно, такое предложение и стало важной частью Послания президента России Федеральному Собранию. Я уверен, оно будет принято, потому что максимум, который способен предложить миру "золотой миллиард", - это положение фактических колоний, не имеющих никаких перспектив устойчивого долгосрочного развития в будущем. Так что мир, очевидно, меняется, и Россия вполне способна добиться того же, что и американцы 77 лет назад.