Дмитрий Хубезов: Участникам СВО разошлют по почте опросники о психологическом состоянии и попросят их заполнить

У военных, участвующих в боевых действиях, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство. Чтобы справиться с эмоциональным потрясением, нужна помощь специалиста. Поэтому важно выявить расстройства психологического характера, чтобы вовремя их купировать. Врачам поможет международный опросник CAPS. Это шкала клинической диагностики посттравматического стрессового расстройства. Об этом, а также многом другом рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов.

Дмитрий Хубезов: Участникам СВО разошлют по почте опросники о психологическом состоянии и попросят их заполнить
© Парламентская газета

Не нужно стесняться

- Дмитрий Анатольевич, не секрет, что после участия в боевых действиях у военных может появиться посттравматическое стрессовое расстройство. Какая помощь в этом случае нужна?

- Если бойцы получили ранение, то в ста процентах случаев нужна, по крайней мере, одна беседа с психологом, и такую помощь сразу обязательно оказывают.

Другая ситуация — профилактическая, когда у военного, побывавшего в зоне боевых действий, нет физических повреждений, но могут быть определенные расстройства. И это важно вовремя выявить, чтобы их купировать. И здесь самая большая проблема — как побудить ребят и их родных самостоятельно обращаться за психологической помощью. По последним расчетам, только два процента тех, кто участвовал в СВО, самостоятельно обратились за помощью в реабилитации. Большинство просто стесняются.

Есть два варианта решения этой проблемы. Первый — уделять таким парням особое внимание во время диспансеризации. Например, попросить заполнить международные опросники CAPS. Это шкала клинической диагностики посттравматического стрессового расстройства. В результате будет понятно, нужна ли им помощь психиатра, психолога или с ними все в порядке. Второй вариант — разослать такие анкеты по почте. Заключая контракт, военные обязуются проходить все эти опросники. Они ответят на все вопросы и заполненную форму отправят по почте.

Очень важно, чтобы участники СВО при нервных срывах не попадали в общую специализированную клинику, а в специальные центры, где подготовленные врачи быстро снимут приступ.

Один из важнейших законов

- На этой неделе, 12 апреля, Совет Федерации одобрил закон, наделяющий Минздрав правом устанавливать порядок оказания первой помощи. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом, какие новации предложены в документе?

- На мой взгляд, это один из самых важных законов, которые мы приняли в эту сессию. В документе четко описали определение первой помощи. Теперь ее смогут оказывать сами пострадавшие или находящиеся поблизости люди. Специальная военная операция подтолкнула принятие этого документа. Боевые действия показали, что от умения человека, оказывающего первую помощь, чаще всего и зависит жизнь пострадавшего. Да и на гражданке при ДТП, к примеру, многие боятся оказывать первую помощь. Ведь, если сделать что-то неправильно, это навредит раненому, а помощник будет нести за это ответственность. Но всегда надо помогать тому, кто в этом нуждается, это в нашем менталитете издавна заложено.

Спасти чью-то жизнь — огромное счастье

- Но в большинстве своем люди сейчас не умеют оказывать первую помощь. Как решить эту проблему?

- Нужна огромная работа — нам надо обучить наше население правильно оказывать медпомощь. И в первую очередь это должны уметь делать грамотно и качественно не только врачи или военные, но и сотрудники полиции, МЧС. Ведь основные причины смертельных исходов — массивные кровотечения, нарушение дыхания. Принцип помощи при таких случаях одинаков. И обучать таким принципам надо начинать в школах, вузах, в таких ведомственных организациях, как МВД, МЧС.

Хорошим вариантом станет возвращение военных кафедр в медицинские вузы. Сейчас этот вопрос обсуждается. Ведь мы понимаем, что нужен кадровый резерв, который можно использовать. Я сам окончил военную кафедру, и нам присваивали звание лейтенант службы запаса, и я только положительно вспоминаю это время. Нас обучали тактической медицине, стрельбе, оказанию первой помощи. И это мне пригодилось в дальнейшем. Я уверен, надо уметь спасти чью-то жизнь. Если хоть раз это сделаешь — это огромное счастье.