Как вернуть товар с маркетплейса
Рядом ставят картинки: как нарядно и завлекательно выглядел товар на карточке в Сети и что за чудо-юдо пришло заказчику на самом деле. Можно ли отказаться от купленного на маркетплейсе товара, обменять его или вернуть деньги?
Маркетплейсы сейчас на пике популярности. Еще бы! При нынешней инфляции и нехватке денег у населения более дешевые, чем в торговых центрах, товары на маркетплейсах позволяют заметно сэкономить на обуви, одежде, бытовой технике и товарах для дома. Но порой покупатели получают бракованный товар с вмятинами или рваный, или вид товара в реальности совсем не соответствует яркой рекламной картинке. Действует ли в этом случае закон о защите прав потребителей?
Да, действует. Законом предусмотрен период охлаждения - 14 дней. В этот период можно вернуть товар в пункт выдачи с описанием претензии, если обнаружен брак. Но надо учитывать нюансы. Допустим, вы заранее согласились купить товар по скидке, поскольку «у него маленький дефект». Если по факту обнаруживается, что дефект совсем немаленький, просто не берите его из пункта выдачи. Либо берите, но потом не предъявляйте претензий.
То же самое касается всевозможных распродаж. Если заранее вас не предупреждали, что товар на распродаже не вполне качественный и имеет грешки, вы не обязаны его забирать из пункта выдачи. Можете требовать обмена на нормальную вещь или возврата денег.
Закон о защите прав потребителей предусматривает также перечень оснований, по которым можно заменить товар. Например, если товар не подходит по размеру или расцветке, не подошел фасон или комплектация. Но для обмена в течение 14 дней требуется сохранить товарный вид, ярлыки и чеки. Если расплачиваетесь картой и потеряли чек, то найти его можно в истории операций в своем личном кабинете в банковском приложении.
Аргумент «товар мне просто разонравился» не работает. Нужны логические обоснования и факты. Если вы, к примеру, обнаружили, что пальто зеленого цвета вам категорически не к лицу, а пальто других цветов такого же фасона у продавца просто нет, смело можете потребовать возврата денег.
Но есть и перечень товаров, которые в обычном магазине не подлежат возврату и обмену. Это лекарства, косметика, ювелирные изделия, нижнее белье и гаджеты либо другая высокотехнологичная продукция. Есть и другие товары в этом длинном списке. Его стоит изучить заранее, перед покупкой.
Если с лекарствами, косметикой и нижним бельем все понятно, то с гаджетами и ювелиркой нужны пояснения. Ювелирные изделия теоретически можно скопировать и вернуть в магазин уже бижутерию вместо золота, поэтому их возврат запрещен. С гаджетами сложнее. Желательно сразу проверять в пункте выдачи, чтобы все работало как надо. А это не всегда возможно. Иногда брак обнаруживается позже, уже дома. И законодатель, понимая, что покупатель в случае с маркетплейсами ориентируется только на картинку, дает возможность в течение 7 дней обменять гаджет или вернуть деньги. Чеки, конечно, нужны. Иногда сам продавец, если имеет сервисный центр, предлагает отремонтировать небольшой брак. Но тут уж решает покупатель, соглашаться или нет.
Можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат, если никакой товар в интернет-магазине по сертификату не заинтересовал или не подошел? Оказывается, уже можно. В прошлом году Верховный суд РФ постановил, что подарочный сертификат — это аванс, внесенный за какой-либо товар или услугу. Поэтому потребитель может его забрать, если не желает ничего приобретать в данном магазине. Если не потрачена какая-то сумма по подарочному сертификату, ее тоже должны вернуть. Также можно вернуть деньги, если срок действия подарочного сертификата истекает, а товары, которые нравятся, там так и не появились. Правда, придется заморочиться, потратить время и нервы на эти возвраты.
Некоторые интернет-магазины или маркетплейсы устанавливают плату за возврат товара нормального качества. Это разрешено законом, но должно быть прописано в правилах и донесено до покупателей. При этом возврат товара ненадлежащего качества всегда бесплатный. Брак возврату подлежит всегда — это прописано в законе о защите прав потребителей! Если за возврат бракованного товара с вас требуют плату, нужно обращаться с жалобой на нарушение прав потребителя в Роспотребнадзор.
Яна Полянская.
Фото: Pixabay.com