о празднике весны и труда

«Первомай идёт в плотной и далеко не случайной связке с 9 Мая. Он — прелюдия, подготовка и залог Победы. Труд, общность, справедливость, человеческое достоинство — это ведь всё слагаемые Победы, а через неё и достижение мира — гармонии».

Долгое время Первомай воспринимался как атавизм прошлого. В новой России, честно говоря, с ним не очень-то и знали, что делать. Идеологическая нагрузка ушла, и праздник потерялся, превращаясь в повод открыть шашлычно-дачный сезон.

Но при этом, например, Эдуард Лимонов писал, что «первомайская традиция, засыпанная, как Помпеи, пеплом прошедших годов, должна возродиться вместе со стремлением к справедливости». А в России без справедливости никуда, это её цивилизационная кровь.

Вот и современная Россия не просто заговорила о глобальной справедливости, но и стала отстаивать её. Взбунтовалась. Подняла знамя борьбы против увечной однополярной системы, сковывавшей мир путами своих правил, высасывавшей жизненные соки суверенитета, нивелируя понятие свободы.

Вернулась история, а вместе с ней возвращается и Первомай как символ справедливости во всех её проявлениях.

После 24 февраля, когда рассеялись туманы и многое стало понятнее, заново раскрылся и смысл этого праздника, который также состоит и в ощущении общности — народа, общества как единого социально-духовного организма.

Окончательно уходят в прошлое ошмётки рваческой идеологии 1990-х. Разобщающей, пронёсшейся разрушительным ураганом по стране. Показали свою полную несостоятельность установки крайнего индивидуализма, когда никто никому ничего не должен, создающие яму пустоты.

С возвращением истории вновь вернулось естественное ощущение, что человек вовсе не сам по себе, а мир не крутится вокруг него. Он не листок, оторванный от дерева и летящий по воле ветра, не «Летучий голландец», сулящий беды. Он — не разобщённый набор травм, хаос инстинктов и страстей, а целокупность. Его образ собирает род, тысячелетняя история отечественной цивилизации, отражающаяся в нём.

После тех же стыдных 1990-х вновь вернулось и чувство гордости, которым вновь стали светиться люди. В противоположность бесцельному филистерскому существованию ради желудка, ради наслаждений вернулось понимание цели и назначения человеческой жизни. Её ценности, потому что жизнь ради удовольствий, беззаботностей — так себе ценность.

Поэтому и опять совершенно естественно и вовсе не по инерции зазвучал давний лозунг «Слава человеку труда!».

Да и вообще в полной мере восстановилось значение понятия труда. Можно вспомнить, что в постсоветской смысловой и идеологической системе труд зачастую воспринимался как проклятие. Он трактовался противоположным жизненному успеху, как мета человеческой неспособности на что-то большее. Помнятся и насмешки относительно прежнего гегемона — того самого человека труда, который выставлялся представителем социального низа или «ветхим», устаревшим человеком.

Весь глянец выстраивал в качестве ориентира жизненную модель если не прожигателя жизни, то человека, легко и непринуждённо берущего от жизни всё.

Собственно, и расползающаяся ржавчина коррупции была связана именно с подобной мифологией, когда главное — ухватить удачу за хвост любой ценой, и будто бы при любом исходе овчинка выделки стоит.

Сейчас же все эти паразитические миражи переходного времени окончательно осыпались. Вернулось понимание сакральной ценности не только труда, но и человека, в том числе и в контексте преодоления катастрофической демографической ямы, которая разверзлась в те же 1990-е.

Первомай идёт в плотной и далеко не случайной связке с 9 Мая. Он — прелюдия, подготовка и залог Победы. Труд, общность, справедливость, человеческое достоинство — это ведь всё слагаемые Победы, а через неё и достижение мира — гармонии.

Вот и сейчас передовая грядущей русской победы объединила общность, которая последовательно её куёт. Условно говоря, общество проходит первомайской демонстрацией с сильным патриотическим подъёмом и воодушевлением, чтобы дальше влиться в победительный «Бессмертный полк» 9 мая. Вовсе не стоит думать, что только религиозные праздники наполнены сакральным смыслом. Важными смысловыми рифмами расцвечены и вполне себе светские. И их необходимо считывать.

Неслучайно и то, что в последнее время российское общество буквально жило таким понятием, ставшим ценностной категорией, как «русская весна», а она напрямую связана с Первомаем.

«Русская весна» — символ изменений. Справедливых. Противоположных зимнему льду закостенения. Жизни во власти бессолнечных иллюзий, хмари и тоски. Такая весна — это и призыв к смелости, к преодолению ложных стереотипов и страха. Дающая вместо череды дней-теней ощущение жизни как чуда. Так и вспоминается в этой связи маяковский призыв «Маем размайся!».

В первомайском ценностном символе также принципиален акцент на современности, на её сущностных основах, на преодолении нигилизма по отношению к ней. На её значимости в едином пути отечественной цивилизации.

Одно время страна будто дремала под пение всевозможных сирен. Теперь очнулась. Вспомнила себя настоящую. Запульсировала энергией. Заработала. Ради Победы. А она неизбежна — как 9 Мая, наступающее вскоре после Первомая.

Мир, труд, май. Всё это вновь актуально. Как и то, что это праздник рабочих. Сам Первомай — рабочий Победы, без которой не бывает мира.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.