«Многовековые семейные устои рушатся»: глава «Союза отцов» — о том, как сохранить ячейку общества

Роль мужчин в семье снижается. Что сделать, чтобы вернуть сильном полу его главные и традиционные функции и сохранить ячейку общества? Об этом разговор с лидером «Союза отцов» России.

«Многовековые семейные устои рушатся»: глава «Союза отцов» — о том, как сохранить ячейку общества
© Вечерняя Москва

В прошлом году в России зарегистрировали некоммерческую организацию «Союз отцов». Сам этот факт уже вызвал немало вопросов. За ответами на них мы обратились к исполнительному директору Союза Юрию Соленову.

— Юрий Владимирович, против кого собираетесь бороться?

— Общество вступило в полосу серьезного кризиса традиционной семьи, а законодательство направлено в основном на защиту материнства и детства. Сегодня закон поставил отцов в откровенно невыгодное положение. Если папы вынуждены объединиться, значит, долгая борьба в одиночку не принесла им желаемых результатов. Но спешу сразу заверить женскую половину: мы не собираемся ни с кем тягаться. Просто не можем находиться в стороне, когда во всем мире на глазах рушатся многовековые семейные устои.

— В чем же главные угрозы?

— Жесткая внешняя среда заставила женщину попробовать покорить недостижимую прежде вершину. Женщина смело взялась за гуж и на удивление всех членов семьи сдюжила. Стала больше зарабатывать, а с деньгами пришло и осознание экономической независимости, которое не то чтобы вскружило ей голову, но заставило почувствовать себя свободной. Итогом стало понимание: можно обойтись без мужа. Еще совсем недавно внутрисемейные конфликты гораздо реже заканчивались разводами, потому что милые бранятся — только тешатся.

Сегодня же супружеские ссоры становятся легким поводом для принятия кардинальных решений по разрыву отношений. Женщины все больше погружаются в омут самоутверждения. А в это время бедным мужчинам ничего не остается делать, как заняться детьми и домашним хозяйством.

Этот факт, кстати, не остался незамеченным законодателями: отпуск по уходу за ребенком предоставляется по заявлению матери, но может быть использован также отцом со всеми вытекающими льготами — сохранение места работы, непрерывного рабочего стажа и т. д. И что в итоге? Практически никого уже не удивляет, что в семье роль добытчика часто принадлежит женщине, а детьми и домашним хозяйством занимается мужчина.

— Неужели все именно так?

— У меня нет других объяснений, почему сейчас в России, согласно статистике, около восьмидесяти процентов разводов инициируют женщины. Мужики не хотят находиться на вторых ролях. Но, к сожалению, их нежелание чаще всего разбивается о скалу сложившейся действительности.

— А сами-то как относитесь к этому?

— Отрицательно. Я любящий отец пятерых детей, живу в согласии с собой и супругой и готов умереть с ней в один день. В целом я за законодательное равноправие мужчин и женщин. Но ведь существуют и неформальные правила. Почему они сегодня так легко и просто игнорируются!? Например, у меня не получается безоговорочно принять тот факт, что в современном обществе практически не осталось ни одной профессии, которую не примерила бы на себя женщина. Это не что иное, как стремление к абсолютному равноправию. Кстати, именно от отцов зависит, насколько долго продлится кризисное состояние семьи. Нельзя, чтобы папы оставались один на один с навалившимися на их плечи проблемами. Наша миссия — поднять их с диванов.

Есть такая проблема, как травля детей в школе, во дворе. Она существовала всегда. Безуспешно боролись с ней и в советских образовательных учреждениях. Теперь это явление прочно заняло место в интернете, где приобрело наиболее одиозные формы.

Статистика свидетельствует, что в России каждый третий ребенок в возрасте от семи до восемнадцати лет испытывал на себе травлю в социальных сетях. Судя по серьезности проблемы, сам ребенок не в силах справиться с ней. Единственно верное решение — вмешательство взрослых, которое, естественно, должно быть квалифицированным. Бывший полицейский Сергей Киселев создал методику борьбы со школьным буллингом, основанную на достижениях современной отечественной и зарубежной конфликтологии. Главный лейтмотив методики — возвращение модели «отец — это безопасность».

В ней красной нитью проходит идея о необходимости повышения социального статуса отца в России, усилении его роли в семье. «Союз отцов» при поддержке Фонда президентских грантов инициировал создание Школы безопасности, которая занимается подготовкой соответствующих специалистов. Наш проект так и называется: «Папы против травли».

— А ваши усилия как-то поддерживают на государственном уровне?

— В 2021 году впервые в истории России президент официально установил День отца, который отмечается в третье воскресенье октября. Так воплотилась в жизнь наша инициатива. Из последнего: по предложению «Союза отцов» в Госдуме вынесен на утверждение проект закона о снижении пенсионного возраста для многодетных отцов, мы также активно поддержали инициативу Общественной палаты РФ об учреждении отцовского капитала.