Чужая осень
«Я знаю, почему Ахеджакова не уехала. Хотя я, мягко говоря, не её фанат. Да потому и не уехала, что нет у неё сил. Дожив до 85, Ахеджакова, должно быть, хорошо понимает, что на чужом месте вдали от её уютных диванов и котов её силы быстро иссякнут, их не хватит даже на то, чтобы кутаться по чужой осени в плед и, сидя на свежем воздухе, давать вялые интервью. Людям в таком возрасте очень сложно менять климат, окружение, отказываться от пенсии, прокладывать новые дорожки в поликлиники и аптеки».
«Я её не понимаю, — сказала убежавшая из России актриса Чулпан Хаматова об актрисе Лии Ахеджаковой, оставшейся в России. — Может быть, когда-нибудь придёт время — и мы ещё сможем подать друг другу руку и, может быть, сядем и обсудим, что там происходило. Может быть, я чего-то не знаю». Хаматова даёт свежее интервью, сидя в пледе на складном стульчике в скучном дворике с высохшей, похожей на выжженную травой. В её глазах — грусть и тоска.
Хаматова говорит, что приняла решение уехать потому, что не могла представить себя в такой ситуации. То есть в России. Удивляется, как Ахеджакова может продолжать там жить?
Даже я знаю, почему Ахеджакова не уехала. Хотя я, мягко говоря, не её фанат. Да потому и не уехала, что нет у неё сил. Дожив до 85, Ахеджакова, должно быть, хорошо понимает, что на чужом месте вдали от её уютных диванов и котов её силы быстро иссякнут, их не хватит даже на то, чтобы кутаться по чужой осени в плед и, сидя на свежем воздухе, давать вялые интервью. Людям в таком возрасте очень сложно менять климат, окружение, отказываться от пенсии, прокладывать новые дорожки в поликлиники и аптеки. Это понятно даже тем, кто относится к Ахеджаковой, как и я, без малейшей симпатии.
Но Хаматова не просто не понимает Ахеджакову, она осуждает очень пожилого человека за то, что та не сорвалась с места. Но Ахеджакова всё-таки долго жила и в своём зрелом возрасте прекрасно понимает: ей в России будет лучше. Более того, она прекрасно понимает и то, что в своей стране она — в безопасности. Люди выплеснут гнев на её предательские дела в соцсетях, но никто её и пальцем не тронет. И вот этого Хаматова не может простить Ахеджаковой больше всего.
Пребывая в России и, надо сказать, неплохо живя в ней, пожилая актриса разрушает те страшилки, которые Хаматова рассказывает иностранной публике о России. В этом смысле Ахеджакова — живой пример преувеличенных страхов наших беглецов.
«Ну вот же Ахеджакова, — думает иностранец. — Жива, здорова уже полтора года. И вот Хаматова, рассказывающая всякие ужасы. Что-то тут не сходится…» Каждый раз, когда беглецы открывают рот в Литве, Латвии или ещё где и начинают рассказывать о том, как кроваво и опасно в России, тут же появляется Ахеджакова — живой пример того, что можно пожелать победы Украине, прижать к себе украинский флаг, и тебе ничего не будет. Это ломает всю картинку ужаса, который Хаматова (и ей подобные) пытается поселить в сердцах иностранцев для того, чтобы её жалели и защищали.
Раскол в рядах предателей был вопросом времени. Ссоры, склоки, конфликты — это то, что в принципе сгубило оппозиционное сообщество.
Не умеют они жить дружно, на положительном заряде. И вечно-то им нужен враг для того, чтобы делать полезные дела, и против кого-то дружить. И вечно-то им нужно кому-то себя противопоставлять. Просто это — такая человеческая природа. Так и живут — вырабатывая отрицательную энергию и создавая вокруг себя отрицательное выжженное поле.
И вот Хаматова, сидя на складном стульчике посреди отрицательного «поля», высказывается об Ахеджаковой так, будто той и руку стыдно подать. Говорит, что осуждать и обсуждать кого-то скучно, но тут же бросается обсуждать и осуждать. Травит, как они сами любят говорить. Всё это — не что иное, как начало нового сезона из жизни «хороших русских». В нём они будут травить и есть друг друга. И открыла эту травлю женщина с грустными глазами.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.