Живодеров начали штрафовать

В России начали привлекать к административной ответственности за жестокое обращение с животными, в том числе несовершеннолетних нарушителей — раньше это сделать было невозможно. Об этом рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Кроме того, отметил он, взрослым живодерам стали чаще назначать не условные, а реальные сроки. Так, лишился свободы на 2,5 года мужчина, стрелявший в дворовых кошек из пневматики.

Живодеров начали штрафовать
© Парламентская газета

- Владимир Владимирович, вы периодически публикуете отчеты об уголовных делах о жестоком обращении с животными, которые возбудили по вашим запросам. Часто ли дело доходит до приговора?

- До того, как мы отредактировали 245-ю статью Уголовного кодекса, уточнив, что считается жестоким обращением, дела по ней вообще почти не возбуждали, потому что надо было обязательно доказать корыстный умысел. Сейчас самих дел в разы больше, и многие из них доходят до суда с обвинительным заключением. К тому же живодерам стали чаще давать реальные, а не условные сроки. Недавно к 2,5 годам колонии приговорили мужчину, который палил по кошкам из пневматики в Москве.

Кроме того, мы ужесточили наказания. За издевательства над животными с публичной трансляцией в интернете можно получить пятилетний срок. Громкий пример — северодвинские живодеры. Это мужчина и женщина, которые мучили кота Кузю на камеру и в итоге его убили. Им обоим дали больше трех лет лишения свободы. Раньше таких сроков в принципе не было.

В последнее время по нашим запросам возбудили еще ворох уголовных дел. Например, против людей, повесивших собак. Такие чудовищные случаи произошли в Башкирии и Московской области.

Мы также боремся с практикой неправомерных отказов в возбуждении уголовных дел по факту жесткого обращения с животными. Не раз по нашим запросам прокуратура отменяла такие решения как незаконные. А полицейских, занимающихся волокитой, привлекали к дисциплинарной ответственности. Например, в Волгоградской области были сообщения об отравлении собак, но в возбуждении уголовного дела отказали. Мы отменили это решение через прокуратуру, и сейчас назначена дополнительная проверка.

- В июне приняли закон, по которому за жестокое обращение с животными, если проступок не тянет на уголовную статью, полагается административный штраф до 100 тысяч рублей. В регионах начали применять эту статью КоАП?

- Статья заработала эффективно. По ней и другим статьям КоАП в последнее время возбудили немало дел, касающихся обращения с животными. Судя по ответам на наши последние запросы, штрафы выписывали, например, в Тамбовской области, Краснодарском крае, Москве, Татарстане и Ленинградской области.

Среди ответов на наши запросы есть сообщения о привлечении к административной ответственности несовершеннолетних нарушителей. Раньше это было вообще невозможно — их нельзя было осудить по уголовной статье, и получалось, что они полностью уходили от ответственности.

К тому же новая статья КоАП позволяет наказывать тех, кто не убил, не искалечил животное, но избивал его или морил голодом.

- Что-то еще нужно изменить в этой сфере законодательства?

- Нам ни в коем случае нельзя самоуспокаиваться. Большинство уголовных дел о жестоком обращении с животными сегодня возбуждают в ответ на депутатские запросы. Всего на мое имя в этом году пришло больше восьми тысяч сообщений. А нужно, чтобы люди могли обращаться в правоохранительные органы напрямую и добиваться результата. Поэтому надо повышать статус общественных инспекторов по обращению с животными, в том числе сокращая сроки реагирования на их обращения до 10, максимум 14 дней.

Мы планируем дальше развивать и КоАП. Речь об ответственности за пропаганду жестокого обращения с животными и институте конфискации животных как части наказания. А главное — добиться того, чтобы правоприменение стало эффективным.