Алексей Зеленков: «Удивлять публику — настоящее удовольствие»
«Вravo!»-чей-то низкий бархатный голос нарушил тишину огромного зала. Тотчас все остальные слушатели поддержали эту оценку звучными аплодисментами. Поддержали так единодушно, будто и сами хотели крикнуть с места, одобрить пение артиста итальянским восклицанием. Хотели, но не решились. Кто-то не привык выражать свои эмоции слишком явно и постеснялся внимания окружающих. Кто-то посчитал, что «bravo» в первые десять минут спектакля – неуместно. Но если за это время вокалист смог расположить к себе зрителей, почему бы и нет? Лауреат всероссийских конкурсов Алексей Зеленков смог. В недавней премьере НОВАТа (Новосибирского театра оперы и балета) -опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы» — артист примерил на себя сразу два образа. В самом начале спектакля он вышел на сцену, чтобы исполнить пролог –слова автора, который рассказывает нам о событиях и героях трагической истории. В дальнейшем вокалист стал и непосредственным участником действия – безответно влюбленным комедиантом Тонио. Кстати, восторженные крики из зала «Сибирского Колизея» – не единственная награда, которой артист удостоился за исполнение этих партий. В октябре 2017 года он стал лауреатом национальной оперной премии «Онегин» (номинация «Дебют»). И на интервью без вопроса о постановке «Паяцы» не обошлось. — Алексей, расскажите чуть более подробно о работе над этим произведением. Яркие декорации и костюмы – дело хорошее. Даже удивительно, что такой антураж совершенно не отвлекает от музыки и голосов исполнителей. Слушатели действительно сочувствуют, сопереживают вашим героям… — Наш режиссер-постановщик — Иркин Габитов – посчитал, что пролог должен петь отдельный персонаж. Как музыка, так и либретто оперы принадлежат композитору Леонкавалло. А он подразумевал, что пролог будет исполнять непосредственно герой — Тонио. Однако многие режиссеры вводят в спектакль слова автора, который наблюдал за событиями со стороны и теперь рассказывает историю собравшимся. Он предвосхищает трагический исход и говорит: «Актер – это всего лишь человек из плоти и крови, ему не чужды страстные, отчаянные душевные порывы». Это очень интересно — размышлять над возможными вариантами характера. Если исполнять пролог от имени отдельного персонажа, то обязательно должно прослеживаться благородство и в музыке, и в словах. Совсем другое дело, если поет Тонио… В этом случае нужно исполнять партию не слишком пафосно и благородно, а скорее с хитрецой. В этой опере много «тонких» моментов. Чтобы все понимать и воплощать на сцене, нужно быть человеком увлеченным. Когда ты увлечен своим делом, публика поймет героя и будет ему сопереживать. — Наверное, на характер героя влияют и остальные действующие лица. Могут ли происходить какие-то изменения прямо на сцене? Как Вы взаимодействуете с коллегами во время спектакля? — Мы учимся друг у друга. Конечно, режиссер изначально ставит определённые рамки. Условно говоря, в какой-то момент тебе нужно сыграть злость… Например, когда над Тонио насмехается Недда и он «взрывается». Герой одновременно чувствует злость, ярость и страсть к женщине, которая его отвергает. И если партнер по сцене дает тебе нужный посыл, то и реагировать гораздо проще, это происходит очень естественно. Кроме того, все повороты сюжета подмечены гениальным композитором. Нам нужно взаимодействовать с коллегами и точно следовать музыке. Отчасти поэтому оперным исполнителям играть проще, чем драматическим актерам. В опере есть музыка, от которой мы и отталкиваемся. Современные режиссеры ищут миллионы подтекстов в простых, на мой взгляд, вещах. В какой-то степени — это «горе от ума». Я считаю, что композитор уже заложил всю информацию о том, какой должна быть роль. Можно сделать несколько штрихов, чтобы обогатить спектакль, но главное – не переусердствовать. — Партия Тонио для Вас – одна из любимых? — Мне дороги все партии, которые есть в моем «багаже». Понимаете, именно сейчас у меня появилась своеобразная жадность до ролей. Мне хочется петь все новое и новое. Я уже привык к плотному графику, привык осваивать материал быстро. В прошлом году мне дали сразу несколько хороших партий и поначалу было сложно управляться с навалившейся работой. Но теперь я уже не могу без нее! Постоянно хочу учить роли, вживаться в новые образы. Тонио – это действительно монументальная партия! Я понимаю его характер, понимаю, почему он поступает так, а не иначе, и пытаюсь оправдывать героя… Но, конечно, есть и другие персонажи, которые мне импонируют. Во время работы над ролью я обращаюсь к собственному опыту, многое беру из своей жизни. Вспомните Белькоре (бравый солдат из оперы «Любовный напиток» -прим. авт.). Наверно, у всех молодых людей есть период, когда они тренируются и выглядят просто шикарно. Когда они смотрят в зеркало и думают: «Ха, сейчас пойду и сниму майку перед девчонками, покажу свои «кубики»! И в моей жизни тоже такое было. Постепенно все меняется и в партиях ты также находишь новые интересные моменты. Постоянно… Алексей Зеленков (опера «Паяцы») — Сейчас Вы –профессиональный вокалист. Однако музыкальную школу окончили по классу баяна… — Да, действительно. И когда я учился в девятом классе, то в школе решили создать небольшой ВИА (вокально-инструментальный ансамбль – прим. авт.). Исполняли в основном песни группы Любэ, поэтому и нужен был баян. Я пришел в коллектив, чтобы просто подыграть ребятам. И, на самом деле, группа продержалась недолго… А уже в десятом классе меня позвали выступить на военно-патриотическом конкурсе и вот тогда специалисты впервые заметили у меня голос. Тогда я очень «загорелся», хотел заниматься пением профессионально. Поступил в Алтайский государственный музыкальный колледж, который находится в Барнауле, закончил его и уже потом попал в Новосибирскую консерваторию. — В класс к Дмирию Александровичу Суслову… — Да. И считаю, тот уровень, который сейчас имею – это, в основном, заслуга Дмитрия Александровича. В период обучения он давал мне самые сложные арии. И я безмерно благодарен за то, что в совместной работе у нас получилось сделать мой голос настоящим, ведь баритоном я стал только в консерватории. В Барнауле вели как тенора… Но баритоновые нотки обнаружил у себя давно и в начале второго курса решил показать Дмитрию Александровичу пару вещей из другого репертуара. Педагог послушал и заключил: «Давай, вот так и пой». Я рад, что оказался в числе его учеников! Кроме всего прочего, Дмитрий Александрович Суслов – режиссер, он ставил спектакли, которые шли на малой сцене (сейчас – зал имени Исидора Зака). Думаю, меня впервые заметили именно в его постановке оперы Россини «Брачный вексель». По сути, актер-певец многим обязан режиссеру. Если режиссер хороший, то и спектакль удастся, и роль получится. Понятно, что ты и сам должен находить какие-то актерские приемы. Но если режиссер очень подробно объясняет свою концепцию, вдумчиво работает с вокалистом – это положительно влияет на результат. -Какого подхода придерживается Дмитрий Александрович? Хвалит за успех или чаще критикует? Некоторым артистам похвала необходима как воздух… — Если ты дождался похвалы от Дмитрия Александровича – это великий день! После прослушивания он всегда говорит правильные слова, приводит весомые аргументы. Считаю, что Дмитрий Александрович работает очень грамотно, профессионально и я постоянно зову его на свои спектакли. Мне важно, чтобы он озвучил свои замечания, указал на недочеты… К похвалам отношусь настороженно. Нет, конечно, доброе слово и кошке приятно (смеется). Дмитрий Александрович хвалит, когда спектакль удался. Все мы хотим приближаться к идеалу и даже если не сразу получается, Дмитрий Александрович заявляет: «Получится позже». — Чего скрывать, сейчас Вас считают восходящей звездой НОВАТа и прочат большое будущее. Вы – обладатель премий нескольких конкурсов. Как сами относитесь к таким музыкально-спортивным соревнованиям? Поделитесь впечатлениями… -Все-таки это не очень похоже на спортивные соревнования. Я Вам точно говорю, как бывший спортсмен — борец… На музыкальных конкурсах много субъективных оценок. Да и в спорте могут подсудить, а уж что касается творческих состязаний – подавно… Случается, что все участники примерно одного уровня, поют очень и очень неплохо. Как выбрать лучшего? Бывает такое, что ты заранее узнаешь о каких-то договоренностях и это очень прискорбно. Ты, фактически, уже знаешь результат, знаешь победителя. И не понимаешь, для чего вообще проводить этот конкурс? Кроме того, присутствуют и некие политические моменты. Например, участнику из дружественного государства могут дать премию, чтобы укрепить отношения с другой страной. Конечно, так происходит не всегда, но порой бывает очень обидно. Что же, наша жизнь – борьба с самим собой и обстоятельствами… -Но бывает и по-другому? — Бывает. Однажды я отправил заявку на конкурс в самый последний момент, нарушил почти все сроки. Почему? Потому что на 200% был уверен, что мне не выиграть. Зато после оглашения результатов сам над собой посмеялся и понял: пути Господни действительно неисповедимы. Я говорю о Втором всероссийском музыкальном конкурсе, что прошел в 2014 году в Москве. Председателем жюри тогда была легендарная Елена Образцова. Я до последнего не верил, что возьму первое место. Тем не менее, это произошло, я удачно выступил. Вторую премию тогда взял мой друг — вокалист из Бурятии — Мэргэн Санданов. Только третье место отдали москвичу – баритону Константину Сучкову… И по моим собственным ощущениям, результаты полностью отражали реальное положение дел. Алексей Зеленков (опера «Пиковая дама.Игра») — А что же с конкурсом имени Чайковского? Вы приняли в нем участие в 2015 году и вошли, по сути, в десятку лучших вокалистов мира. Это тоже дорогого стоит! — Конкурс имени Чайковского, как и многие другие — кузница настоящих вокалистов. Там проявляется какое-то нездоровое волнение. На спектакле петь гораздо проще. Ты почти никого не видишь, общаешься исключительно с партнерами по сцене и полностью увлечен процессом. На конкурсе ты выходишь в белой рубашке, смокинге и должен уметь абстрагироваться, отключиться и забыть, что на тебя все смотрят. На конкурсе имени Чайковского первый ряд находился очень близко к сцене и слушатели, буквально, заглядывали в рот … Но, в любом случае, участие в нем– важный этап моей карьеры. Выходя на сцену я волновался, потому что знал, какие великолепные певцы одерживали заслуженные победы на этом конкурсе. На последних этапах даже боялся перепутать слова. Дмитрий Александрович Суслов еще предупредил: «Ты не должен забыть слова, за это очень строго судят». И в итоге, когда я пел не очень известный романс Петра Ильича, то забыл одно словосочетание и сделал подмену… Зато после этого я расслабился и подумал, что теперь надо петь спокойно, хуже уже не будет! Как ни странно, это позволило мне лучше проникнуть в образ, лучше раскрыться… — То есть участвовать в конкурсах все-таки стоит? — Участвовать надо для того, чтобы победить себя, победить волнение и проверить: можешь ли ты стать лучше? Конкурс – борьба со своими эмоциями и боязнью перед сценой… Надо помнить и о случае. Все мы знаем, что карьера недавно ушедшего из жизни Дмитрия Хворостовского стала набирать обороты, когда он выиграл конкурс вокалистов в Кардиффе. Очевидно, первое место ему отдали совершенно объективно. А сам вокалист говорил, что на том конкурсе получил поддержку от маститой, влиятельной певицы Ирины Архиповой. И мне кажется, в этом есть элемент судьбы… Считаю, что мы нуждаемся в поддержке таких людей. Как иначе? Ты можешь петь очень хорошо, но не быть широко известным, востребованным. Мне кажется, все вокалисты должны пройти через конкурсы, чтобы просто «повариться» в этой атмосфере. Понять, чего они хотят от себя, от жизни и от карьеры. Хотят ли они вообще петь? Ведь после некоторых конкурсов появляется желание все бросить. Но если певец любит свою работу… Нет, даже работой я это не назову… Если вокалист любит свое дело, свое призвание, то даже после неудач не станет долго расстраиваться. Конкурсы — хорошая подготовительная база для певца. Кроме того, там можно познакомиться с другими коллегами, импресарио и агентами… -В завершении разговора хочется отойти от темы соперничества, вернуться к творческой составляющей профессии. Я слышала, что в постановке НОВАТа «Пиковая дама. Игра» Вы не только поете, но выдаете какой-то залихватский танец? -Да, об этом я могу рассказать отдельно. Граф Томский, партию которого я исполняю – балагур и любитель женщин. Размах его души виден невооруженным глазом. И в постановке действительно есть фрагмент, где Томский пускается в пляс. Зрители каждый раз удивляются! Большинство людей привыкли думать, что только стройные люди астеничного телосложения могут эффектно прыгать, иметь хорошую растяжку. И, в каком-то смысле, мне удается развенчать этот миф. Конечно, я занимался спортом, но чувствовал, что определенные способности заложены изначально. В детстве моим кумиром был Джеки Чан. Во всем старался ему подражать и заметил, что у меня есть хорошая природная растяжка. А раз тебе что-то дано, нужно этим пользоваться и развивать свои способности. Сейчас все фильмы и постановки изобилуют спецэффектами, трюкачеством. Но если зритель поражен исключительно твоим танцем – это очень круто! На самом деле, всегда особенно жду спектакли, в которых мои герои танцуют. Ведь если публика хорошо принимает, если им нравится выступление, то и я пребываю в хорошем настроении. Когда танцуешь на сцене, это расслабляет, раскрепощает тебя и делает образ более интересным… Удивлять публику – настоящее удовольствие! Алексей Зеленков (опера «Паяцы»)