Как сомалийская девочка спасла от мук миллионы женщин

Она должна была умереть на камне под жарким солнцем пустыни, истекая кровью. Она должна была погибнуть от заражения крови или от обезвоживания в песках коварной пустыни. Она должна была смириться, но вновь и вновь бросала вызов судьбе и сумела доказать: женщина может все! Она стала супермоделью, представителем ООН и объявила войну женскому обрезанию.

Как сомалийская девочка спасла миллионы женщин
© Eva.ru

Мы в большинстве своем растем почти в тепличных условиях любви и заботе родителей, которые ночи напролет будут оберегать наш сон, если мы болеем, и всегда встанут на защиту, если нам грозит опасность. В детстве мы учимся манипуляции, раз за разом испытывая терпение матерей и отцов. А в момент полового созревания лавиной обрушиваем на них все неподконтрольные нам эмоции в полной уверенности, что на правах взрослого человека можем так поступать.

Родители же (речь, конечно, о большинстве традиционных и благополучных семей) все это терпят и даже прощают вещи, которые с годами вызывают в нас жгучее чувство стыда и отвращения к себе самим. Но тем не менее для нас, россиян, как и для стран постсоветского пространства и остального западного мира – это норма. Так положено и представить себе нечто иное бывает очень трудно.

© Eva.ru

А что, если где-то нормальная жизнь выглядит совершенно иначе? Что, если где-то в современном мире мать добровольно ведет трехлетнюю дочь на обрезание, которое производится без анестезии на жутком камне, затерявшемся где-то в песках сомалийской пустыни? Сотни девочек лишаются там клитора и половых губ. Им говорят – это нормально, так положено. Этого требует Бог. А дети лежат под палящими лучами солнца и истекают кровью. Те, кто выжил впоследствии, не умер от потери крови, заражения или болевого шока, живут с зашитой промежностью. Кудесник, назначенный от племени уродовать девочек, оставляет лишь маленькое отверстие, которое позволяет справлять нужду и выходить менструальной крови.

Конечно, оба эти процесса после обрезания вызывают адскую боль. Потом девочку выдают замуж, и муж, который обычно ее намного старше, вскрывает супругу в первую брачную ночь. Немногим этим женщинам суждено выжить во время родов. Вот он – естественный отбор во всей своей отвратительной реальности.

Эти женщины с раннего детства вынуждены страдать, а их смерть ничего не значит. Но одна маленькая девочка однажды осмелилась поднять голову и сказать – «хватит».

Варис Дирие было 13, когда отец сообщил ей, что договорился о браке с 70-летним стариком, у которого уже было несколько жен. Выгодная сделка. Жених получает еще одну молодую супругу, а отец невесты пять верблюдов. Но Варис сбежала на рассвете в день бракосочетания. Мать не остановила девочку, хоть и понимала, что та может погибнуть в пустыне без воды или стать добычей диких животных.

© Eva.ru

Чудом 13-летняя Варис дошла до города и попросила приюта в доме замужней сестры. Родственники с трудом могли поверить, что девочка преодолела этот путь и осталась жива. Об этом путешествии Дирие всегда будут напоминать ужасные шрамы на ее ногах. Из дома сестры в Могадишо Варис отправили в Лондон, в дом посла Сомали, который приходился ей дядей. Несколько лет девочка на износ трудилась у них прислугой и сносила множество унижений. Когда дядя должен был вернуться на родину, Дирие решила остаться в Лондоне.

Она стала посещать курсы английского языка, устроилась на работу в «МакДоналдс» и решилась на операцию на половых органах. С тех пор боль ушла, но это не повлияло на тот факт, что Варис никогда не сможет испытать удовольствия от близости с мужчиной. Потом девушку с необычной внешностью заметил фотограф, и жизнь сомалийской беглянки, мывшей туалеты в бистро Лондона, навсегда изменилась. Съемки для обложки легендарного календаря Pirelli за 1987 год, реклама известных брендов наравне с Клаудией Шиффер, Синди Кроуфорд и Лорен Хаттон. Съемки в Vogue, Elle, Glamour, а также лучшие подиумы Лондона, Милана, Парижа и Нью-Йорка.

В 1995 году успевшая стать знаменитой на весь мир модель влюбляется в музыканта Дейна Мюррея, а через два года рожает от него сына. В том же году BBC выпустил документальный фильм «A Nomad in New York», рассказывающий о её карьере модели. В 1997 году Варис впервые решается на откровенное признание и во время интервью для глянцевого журнала Marie Claire заявляет, что порядком устала от душещипательной истории сомалийской девочки и хотела бы поговорить о куда более важных вещах. Именно тогда Варис впервые рассказала о женском обрезании. Это интервью вызвало огромный резонанс в обществе, а Дирие стала послом ООН в борьбе с женским обрезанием.

© Eva.ru

В 2002 году она открыла собственный фонд «Цветок пустыни», который занимается повышением информированности об опасностях нанесения увечий женским гениталиям. Еще несколько лет спустя Варис организует Фонд по защите прав и достоинств женщин и запустит проект «Закат в пустыне». Именно благодаря этой инициативе многие клиники и школы в Сомали получат достойное финансирование. Дирие много лет добивается расширения прав женщин в африканских общинах, практикующих обрезание девочек. По мнению модели, образованная женщина не пойдет на тот шаг, что свершали до нее миллионы матерей, и убережет дочь от страшной судьбы. Ведь образованная женщина не будет финансово зависеть от мужа и всегда сможет отстоять свои права и права своих детей.

О своей непростой судьбе Варис рассказала в трех автобиографических книгах, первая из которых «Цветок пустыни» была экранизирована в 2009 году. Самой большой любовью в жизни сомалийская красавица называет четверых своих детей, двое из которых приемные. Дирие искренне верит в свою миссию и мечтает навсегда искоренить варварский ритуал женского обрезания. А нам остается лишь восхититься ее силой духа и стремлением сделать мир лучше не словами, а поступками.