Войти в почту

Почему близкие Виктора Цоя не верили, что он уснул за рулем

15 августа 1990 года ушел из жизни кумир миллионов – лидер группы «Кино» Виктор Цой. Официальная версия – автокатастрофа. Однако вот уже 28 лет близкие и поклонники артиста не могут поверить в то, что Виктор погиб случайно. По их предположениям, Цоя могли убить представители власти, и даже выдвигалась версия о суициде.

Почему близкие Цоя не верили, что он уснул в авто
© РИА «Новости»

Лето 1990 года Виктор Цой проводил в латвийском поселке Плиеньциемс. Утром 15 августа музыкант поехал на рыбалку к лесному озеру. На обратном пути «Москвич» Цоя столкнулся со встречным автобусом, который упал в реку (его водитель, кстати, не пострадал). Автомобиль Цоя отбросило на 20 метров. Машина разбилась вдребезги, а музыкант умер на месте.

По официальной версии, Виктор уснул за рулем и поэтому не справился с управлением. Анализ крови показал, что музыкант был трезв. Однако в эту версию не поверил менеджер группы «Кино» Юрий Белишкин. Его поддержали и поклонники музыканта.

– Я поражался собранности Виктора, его пунктуальности, умению концентрироваться, – говорил мужчина. – Если на гастролях нам предстояло лететь на утреннем самолете, он единственный из всех музыкантов был готов минута в минуту! К алкоголю и наркотикам он не испытывал тяги, вел спортивный образ жизни, увлекался восточными единоборствами... Не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулем, а стало быть, нельзя отрицать версию убийства.

Вдова Виктора Марьяна Цой версию об убийстве всегда отрицала.

– По всей видимости, нарушение все-таки было со стороны Вити, – говорила она. – Судя по следам протекторов на асфальте, он врезался на встречной полосе. То есть это элементарная автомобильная катастрофа. В убийство я не верю. Цой не был человеком, которого кому-то хочется убрать. Он не ссорился с московской шоумафией.

Однако, как бы там ни было, следствие в 1990 году было проведено наспех. Никакие другие версии, кроме несчастного случая, даже не рассматривались.

Надо сказать, что, помимо прочих, выдвигалась даже версия о самоубийстве. Но эту мысль сразу же опроверг экс-участник группы «Кино» Алексей Рыбин.

– О самоубийстве или убийстве речи быть не может, – уверен Алексей. – Произошла банальная катастрофа. Многие музыканты потом специально ездили в Латвию, пробовали повторить трагический маршрут Цоя и приходили к выводу, что нет причин сомневаться в официальной версии. Сыграло роль и то, что водительский стаж у Вити был небольшой и в то утро его вынесло на встречную полосу.

Мама Виктора Цоя, которая пережила своего сына на 19 лет, никогда не верила в то, что музыкант мог уснуть за рулем. По ее словам, Виктора от дороги в то утро могли отвлекать мысли о работе.

– Говорят, что он заснул за рулем. Это все чушь, – утверждала Валентина Васильевна Цой. – Середина дня. Просто музыкантам нельзя садиться за руль. Он в тот период как раз работал над своим последним альбомом и вполне мог прокручивать в голове разные варианты. Музыка скорее всего отвлекла его внимание, и он перестал контролировать дорогу.

Выдвигать версии смерти Виктора Цоя можно бесконечно. Ясно только одно: правду мы уже никогда не узнаем. Но как в 90-х поклонники музыканта писали на стенах «Цой жив!», так и сейчас они продолжают это делать... А как говорится, пока о человеке помнят, он живет в сердцах.

Несколько лет назад у отца Виктора Цоя Роберта Максимовича диагностировали рак. Тогда на помощь ему пришли поклонники таланта группы «Кино».

– Есть у нас актив поклонников из 10–15 человек, – говорит Роберт Максимович. – Мы с ними встречаемся каждый год в день смерти Вити на кладбище, общаемся, вспоминаем сына. Вот они организовали сбор денег мне на операцию. Очень помогли! Благодаря им сейчас мое здоровье в норме! С внуком мы видимся редко. Он живет в Москве, неделю назад с ним разговаривал по телефону. Насколько мне известно, он занимается не музыкой. Знаю, что он специалист по компьютерам.

С тех пор как здоровье нормализовалось, Роберт Цой не просит ни о какой материальной помощи: на жизнь ему денег хватает.

– Пенсия у меня обыкновенная, как у всех, ее бы, конечно, мне не хватило, – говорит мужчина. – Меня мой сын Витька кормит! Его творчество продолжает цениться, и гонорары идут очень хорошие!