В День города российской столицы, 7 сентября, на YouTube-канале Тимати появился совместный с Гуфом клип на песню «Москва». Музыкальное видео за два дня стало самым ненавистным клипом в российском сегменте видеохостинга, набрав 1,4 миллиона дизлайков и побив тем самым антирекорд рэпера Фейса с роликом на композицию «Я роняю Запад». После этого Тимати решил удалить клип, назвав его «перебором» и подчеркнув, что не хотел никого обидеть — при том, что ничего конфликтного, кроме строчки про «здесь не проводят гей-парады», в песне не было.
Возмущенные интернет-пользователи обвинили авторов в «заказухе» — хотя речь идет о рэперах, один из которых снялся в рекламе нелегального онлайн-казино, а второй записал музыкальное поздравление президенту России. «Лента.ру» разобралась в произошедшем и вспомнила других известных артистов, которых обвиняли в продажности.
В «Москве» рэперы под видеоряд с улицами и проспектами столицы признавались в любви к городу, рассказывая о его главных приметах: что в нем «плитка сыплется с небес», что город стал «мировым стандартом» и упоминали мэра Сергея Собянина. В частности, Тимати собирался «хлопнуть бургер» за его здоровье. Строчка в исполнении Тимура Юнусова «в пятом поколении коренной москвич, не хожу на митинги и не втираю дичь» уже стала мемом — хейтеры рэпера теперь уже в комментариях к другим его клипам переделывают ее на манер «такого уровня продажности я сумел достичь» или «раздвинул булки перед властью, я — Тимур Ильдарович».
Когда вокруг клипа разразился скандал, Алексей Долматов записал обращение, в котором извинился за это видео и зарекся сотрудничать с Тимати. Рэпер признал, что ролик неприемлемо было выпускать в той политической атмосфере, в которой находилась столица (через день после выхода клипа прошли выборы в Мосгордуму), и поклялся, что ему не платили за участие в музыкальном видео: «Развели меня, подставили». Если поверить тому, что музыканты просто решили поздравить город с днем рождения, то, судя по всему, они просто выбрали для этого неподходящее время.
Несколько лет назад похожая судьба постигла музыкальное видео бывшей участницы группы «Ленинград» — та не вовремя решила поучить школьников, вышедших протестовать на улицы Москвы.
«Не лезь, малыш, в политику, иди учи матчасть»
Алиса Вокс — «Малыш»
Алиса Вокс (Кондратьева) выступала в качестве солистки «Ленинграда» с 2013 по 2016 годы — фанаты Сергея Шнурова помнят ее, в частности, по главной роли в клипе на песню «Молитвенная». Покинув группу, певица занялась сольной карьерой, и в мае 2017-го выпустила клип на сингл «Малыш».
«Прекрасным солнечным деньком на митинг он идет, руками неокрепшими плакат он свой берет», — с такой строчки начиналась песня, пока Вокс в роли учительницы размахивала указкой перед провинившимся подростком. Поп-певица решила посвятить музыкальное видео школьникам, участвовавшим в протестных митингах, обратившись к ним с советами вроде «раз сердце хочет перемен, то начинай с себя» и «не лезь, малыш, в политику, иди учи матчасть».
Клип в одночасье стал известным, однако не совсем так, как планировала Вокс. Певицу захейтили в сети, а Шнуров высмеял песню бывшей солистки матерным стишком с ироничными строчками вроде «живите, дети, мол, не шибко, в свободе кроется ошибка». Он также раскритиковал артистку за «дошкольные и неинтересные рифмы» с которыми, по его мнению, ее «учительство» показалось всем попросту неуместным.
Вокс явно не ожидала такой яростной (и масштабной — ее единственный предыдущий, на песню «Держи», и все последующие клипы едва ли получали столько внимания, а «Малыш» успел собрать несколько миллионов просмотров) реакции.
«Я до сих пор в шоке, я не понимаю, что произошло, — через неделю после релиза говорила артистка в интервью YouTube-каналу “Говорящие головы”. — Почему кто-то что-то узрел в этом клипе, почему это огромный резонанс вызвало, если честно — [я] в растерянности большой».
По словам Вокс, которой на тот момент было 29 лет, она лишь хотела в позитивной и беззлобной форме предостеречь молодежь от повторения прошлого, «как человек, прошедший девяностые». Певица заверила, что никакой политики в ее композиции нет, и что героям своего произведения она желает только добра. Так или иначе, клипа на песню «Малыш» на YouTube-канале Вокс уже нет — артистка избавилась от него летом того же года.
«Лучше уж Москва, чем Питер»
«Ленинград» — «Не хочу быть москвичом» и Семен Слепаков — «Побазарим за культуру»
Шнуров уже долгое время известен не только как лидер «Ленинграда», но и как человек, откровенно высказывающий свою точку зрения (делает это он, как правило, в стихотворной форме через Instagram). Но и его обвиняли в продажности — вместе с музыкантом Семеном Слепаковым. 18 августа 2018 года «Ленинград» выпустил клип на композицию «Не хочу быть москвичом». В клипе Шнуров, путешествуя по Неве на катере, поет о том, как ему не нравится Москва. Шесть дней спустя на YouTube-канале Слепакова появился ответ Шнурову под названием «Побазарим за культуру», в котором исполнитель утверждал, что «лучше уж Москва, чем Питер».
В комментариях авторов обоих видео обвинили в продажности (впрочем, в случае со Слепаковым эту волну хейта быстро затмили люди, недовольные пропажей с канала клипа на «Песню о Солсберецком шпиле») — диссы артистов вышли за несколько недель до единого дня голосования, на которых прошли, в том числе, выборы мэра Москвы, поэтому их заподозрили в «заказухе».
Стилистически два клипа были очень похожими, в обоих пелось про новый парк «Зарядье», велодорожки, перечислялись достоинства столицы. В треке Шнурова, к примеру, упоминались МЦК, бесплатный Wi-Fi и программа реновации.
Однако даже при выделяющемся количестве дизлайков, игровая перепалка Слепакова с лидером «Ленинграда» по большей части интернет-пользователям понравилась (169 тысяч лайков на 134 тысячи отрицательных оценок у Шнурова и 181 тысяча на 63 тысячи у Слепакова — и это при десятках миллионов просмотров в сумме). Возможно потому, что в нем не было и намека на политику, мэра и выборы — в отличие от произведения рэпера ST.
ST — «Мэром Москвы»
Тем же летом Александр Степанов, более известный как ST (один из участников «Ленинграда», появлялся в клипах «ЧПХ» и «Балалайка» и выступал с группой в турах), неожиданно признался в экстравагантном для рэперов желании стать руководителем столицы.
Он выпустил клип «Мэром Москвы», в котором «выдвинул» свою кандидатуру на пост градоначальника. «В Москве наводят лоск», «тут плитка стелется легко», читает ST, пока в видеоряде мелькают Пушкинский музей, «Москва-Сити» и Садовое кольцо.
Клип не набрал и миллиона просмотров, зато привлек массу хейтеров — у заминусованного видео с огромным трудом можно найти хотя бы один позитивный комментарий в топе. ST обвинили в продажности, посчитав, что он за деньги властей привлекает внимание к выборам для повышения явки. Рэпер отрицает, что его релиз как-либо связан с мэрией Москвы.
«Мой белый владыка»
Тимати и Саша Чест — «Лучший друг»
Песня Тимати 2015 года про «лучшего друга президента Путина» не приобрела скандальную известность, как трек про «Москву», наоборот, став одной из визитных карточек артиста. «Лучший друг», записанный вместе с хип-хоп-исполнителем Сашей Честом, не выходил на фоне каких-либо акций протеста или выборов — он был представлен как подарок Путину ко дню рождения (7 октября, день спустя релиза, российскому лидеру исполнилось 63 года) и не вызвал особо большой волны ненависти — возможно, потому что не было острой информационной повестки. Сам клип получился масштабным (для съемок Тимати даже перекрыл Красную площадь), а припев — довольно прилипчивым. Иронично, что сейчас музыкальное видео как раз таки привлекло внимание хейтеров. У клипа 168 тысяч дизлайков на 146 тысяч лайков, и число первых растет — после того как Тимати удалил «Москву», рассерженные интернет-пользователи принялись минусовать «Лучшего друга» четырехлетней давности, призывая в комментариях установить еще один рекорд по негативным оценкам на YouTube.
Тимати тогда не обвиняли в продажности, скорее — в попытке словить хайп на имени Путина. К тому же трек многим не понравился из-за чересчур ярого прославления главы государства — в куплете Честа президент называется «моим белым владыкой», а Тимати в своем парте заявлял, что «девчонки без ума» от «крутого супергероя» Путина.
Чест, на тот момент свежий подписант лейбла Black Star, был неизвестен широкой публике. В рэп-сообществе его, возможно, знали по участию в 14-м онлайн-баттле hip-hop.ru 2009 года — тогда музыкант дошел до финального раунда, обойдя Оксимирона (и уступив в итоге Бабангиде). Любопытно, что через год после выхода «Лучшего друга» Чест покинул Black Star и вместе с рэпером Меззой записал протестный трек под названием Shut'em Down. В композиции музыканты использовали голос Надежды Толоконниковой из Pussy Riot и зачитали о «Черных пантерах», свободе и репрессиях силовиков: «Пускай браслеты блестят на руке, средний палец любой из систем, свобода слова каждому и всем».
«Молодой Владимир в этой рэп-игре»
Слава КПСС — «Владимир Путин»
В случае со Славой КПСС (Вячеслав Машнов, он же Гнойный) композиция про Владимира Путина стала одним из главных хитов артиста после «Пацанского флекса» и «Грустных танцев». Рэпер впервые представил трек на баттл-площадке «Рвать на битах» в ноябре 2017-го, а месяц спустя выпустил полноценный клип на своем YouTube-канале. В песне он объявил себя «молодым Владимиром в этой рэп-игре» и упомянул Навального, которого сравнил с «куклой с рукой в жопе» и персонажами передачи «Спокойной ночи, малыши!» Хрюшей и Степашкой.
Несмотря на популярность песни, хейта на Гнойного за нее вылилось также предостаточно — клип на «Владимира Путина» собрал 170 тысяч дизлайков при 155 тысячах лайков, а самого рэпера обвинили в политической агитации (через четыре месяца после релиза в стране прошли выборы президента) за деньги.
В частности, в качестве предпосылки этому о планах привлечь рэперов-баттловиков к президентской кампании сообщил в Telegram-канале главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов — еще в сентябре того же года (баттл, на котором Гнойный спел про Путина, состоялся в октябре).
Хип-хоп-исполнитель и сам заявил в композиции о том, что его мотивировало («Этот мир не сказка, если Слава Гнойный Кремлю продался»), и впоследствии не раз обыгрывал в песнях слух о том, будто получает деньги от властей (фит с Виктором СД «Деньги от Кристины Потупчик», клип на «Ночную травму» и баттл с блогером DK со строчкой «Тебе за диссы платит Коля [Соболев], мне — Московский кремль»).
Однако из-за подобной активности создается впечатление, что Гнойный скорее старается поддерживать о себе миф, и только в творчестве — по крайней мере, когда русская служба «Би-би-си», ссылаясь на концертного директора КПСС Станислава Смольянинова, назвала другое его видео «Соболев Diss Challenge» заказом Кремля, рэпер вместе с Смольяниновым записал аж 20-минутное видео, в котором опровергал эту информацию.
Более того, в интервью Ксении Собчак Гнойный указал на строчку во «Владимире Путине», которая якобы переворачивает смысл песни: «В волшебной стране ********* [идиотов], **** [почему бы и нет], кто если не я — Владимир Путин». «Я тоже могу говорить “царь плохой”, но мне неинтересно. Так все делают, это как раз клише какое-то — художник, который говорит “царь плохой”», — объяснил хип-хоп-исполнитель.
«Мажоры сидят на столбах»
Птаха — «Свобода 2.017»
Самый популярный по просмотрам клип рэпера Птахи (настоящее имя Давид Нуриев) — на трек «Свобода 2.017» — вышел за несколько недель до «Малыша» Алисы Вокс и был посвящен той же истории с антикоррупционными протестами. В нем Птаха диссил безымянного участника митинга строчками «ты хитер, но ты глуп» и «все хотят улыбаться, а вы ***** [вообще] бунтари, ** ********* [ну ничего себе]». «Мажоры сидят на столбах — надежда всей нации», — музыкальное видео с кадрами с несанкционированных акций набрало полтора миллиона просмотров, 12 тысяч лайков и более чем полторы сотни тысяч негативных оценок. Большинство недовольных пришло на канал Птахи (как и в случае с Вокс) от Навального, назвавшего клипы артистов заказом властей.
В отличие от Вокс, Нуриев свое творчество удалять не стал, а позицию, высказанную в «Свободе», поддерживает до сих пор. В интервью «Ленте.ру» он объяснял, что не хочет повторения 1990-х в стране: «Люди действительно выходят на улицы, чтобы их услышали, но не понимают, что те, кто организовывают, делают это, чтобы попасть ближе к кормушке. Если человек выводит за собой толпу людей, а потом хочет стать президентом — понятно, куда он лезет».
Рэп в России все еще считается андерграундным жанром, а представители андерграунда в сознании общества либо аполитичны, либо, как правило, конфликтуют со властью. Никого не удивило, когда группа «Любэ» или Олег Газманов спели про Крымский мост, когда группа «Фабрика» записала «Вову, Вову» (если это вообще кто-то заметил). Когда Диана Гурцкая выступила в поддержку единоросса Андрея Метельского на выборах в Мосгордуму, спев, что «не видит других кандидатов», многие, наверное, обратили внимание на пост-ироничность композиции, но не на сам факт поддержки.
Однако и Слава КПСС, и Тимати не давали особого повода считать себя сторонниками оппозиции — первый еще до медийности, которую ему принес баттл с Оксимироном, высказывался в поддержку присоединения Крыма, второй поддерживал Путина, когда тот был премьер-министром.
И уровень недовольства в интернете по поводу их «Владимира Путина» и «Лучшего друга» (как и в случае с диссами Шнурова и Слепакова) едва ли можно сравнивать с «Малышом» Вокс или злополучной «Москвой».
История полна примеров, когда подобные проекты становились народными хитами — например, это произошло с песнями «Поющих вместе» «Такого, как Путин» и «Голосуй или проиграешь» от «Мальчишника». Со временем россияне, судя по всему, стали более искушенными — или подозрительными к продукту, который им предлагают музыканты. Но исходя из их реакции на те или иные релизы, кажется, что не важно, обращена ли песня автора, которого заподозрили в «заказухе», против кого-то конкретного или в поддержку чего-либо. А вот если такая вещь сделана бездарно — такого хейтеры уже не прощают.