"Денег не было вообще": Алена Яковлева про девяностые, одиночество и бурные романы
Народная артистка России, актриса театра и кино Алена Яковлева в эксклюзивном интервью “Рамблеру” рассказала, почему оказалась у истоков “мыльной оперы”, и раскрыла секрет, как оставаться яркой и энергичной женщиной вне зависимости от цифр в паспорте.
Вы чаще снимаетесь в сериалах, нежели в полнометражных фильмах. Алена Юрьевна, есть ли какая-то личная причина для этого?
Безусловно, мне бы хотелось работать в разных проектах, в том числе и в полнометражном кино. Но во-первых таких предложений поступало крайне мало, а отказываться от предложений сериалов я считала неразумным. Можно было ожидать более качественного материала, просидеть еще 10, 15, а то и 20 лет, состариться, но я выбрала другой путь — я работаю не для избранной аудитории. Мои зрители — это, в том числе, простые женщины-домохозяйки, а они очень любят сериалы. Мне, кстати, во времена отсутствия интернета приходило много писем, в которых поклонники писали, что я член их семьи. Да, это массовая культура, но я не вижу в этом ничего страшного. К счастью, сейчас стали снимать гораздо более качественный сериальный продукт. Сейчас я отказываюсь только от тех сериалов, где есть повторение того, что я сделала уже двадцать раз.
Вы все-таки комедийная актриса или актриса драматическая?
Я и то, и другое. Обожаю играть комедии, занимаюсь этим более 35 лет. У меня были прекрасные учителя – Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин, Ольга Аросева, Александр Ширвиндт и другие. Комедию играть не легче, чем трагедию, но и драматических ролей у меня достаточно и в театре, и в кино. Переиграла все, что можно: майора прокуратуры, врачей, свинарку, бомжих-алкологичек… Конечно, в силу возраста сейчас чаще предлагают роли мамаш, их в моем репертуаре больше сорока. Чаще всего это женщины недобрые, они либо ненавидят невесту сына, либо жениха племянницы или дочери. Но я всегда стараюсь придать им какую-то черточку: в характере, в социальном положении и даже во внешности! Чтобы один образ мамы не был похож на другой.
Часто актеры занимаются дубляжом зарубежных кинолент и сериалов. Хотели бы вы попробовать себя в роли актрисы дубляжа?
Вы знаете, там есть такие монстры – в хорошем смысле. И они потрясающе это делают, ничуть не хуже, чем голливудские актеры. Безусловно, мне хотелось бы попробовать себя в этом качестве. Но, во-первых, у меня на это нет совершенно времени. Во-вторых – там уже тоже своя каста людей, которые этим занимаются и делают это прекрасно.
Пресс-служба
Если в жизни наступал какой-то кризисный период, а вам предлагали комедийную роль, вы соглашались?
Понимаете, профессия актерская – она, к сожалению, жестокая вещь. У меня полтора года назад во время пандемии умерла мама (мама болела очень долго – почти 30 лет, я занималась ее здоровьем). Последние три недели она находилась в паллиативном центре, а я в это время репетировала “Лес” Островского и буквально через неделю у нас должна была состояться премьера. Я сидела и повторяла текст, в этот момент мне позвонили и сказали, что мама скончалась. И мне сказали (в театре – прим. ред.) “ну, мы конечно отменяем репетицию”. Я сказала: “Конечно, мы не отменяем репетицию, потому что у нас нет времени и исполнители четырех главных ролей заболели ковидом”. Я просто вырвалась на следующий день на два часа, поехала оформлять документы и вернулась на репетицию. Через день были похороны. Примерно так же было много лет назад, когда у меня умер отчим, а через некоторое время бабушка — в эти дни я играла спектакли. Никого не интересует, что происходит у тебя. Твоя личная жизнь – это твое личное дело, а тут ты обязан работать. Почему должны люди быть зависимыми от твоей жизни и от твоих проблем? Никто не должен. Это профессия. И притом это жесткая профессия. Была масса драматических ситуаций, сложностей в жизни, разводов и так далее. Ну и что? Все надо оставлять за порогом театра и съемочной площадки. И собственно я к этому приучена с детства.
К слову о личной жизни звезд. Часто она овеяна самыми разными слухами. Какой самый нелепый или смешной слух о своем романтическом партнере вы слышали?
Мы снимали девятый сезон “Я знаю твои секреты” (сериал – прим. ред.). Мой партнер там Влад Ветров – замечательный артист, прекрасный. И мы с ним с первого сезона. Во втором сезоне я выхожу за него замуж. И мы выставили фотографию в ЗАГСе. И написали: “Наконец-то расписались”. Пошутили, в общем. Не прошло и десяти минут – просто взорвалось все. Выставляю следующую фотографию: “А это наши дети” – там Агата и Мишенька (Агата Муцениеце и Михаил Пшеничный – прим. ред.), ее партнер. И там написано “съемки” в хэштегах. Это было уже года три-четыре назад, до сих пор меня поздравляют с этой свадьбой. И пишут: “Третий муж – Владислав Ветров”. Был нелепый слух (тогда еще не было такой медийности, желтой прессы в таком количестве), даже в театре, что у меня какие-то интимные отношения со Спартаком Васильевичем Мишулиным. Полная чушь. Мы просто очень дружили. Мы с ним ездили очень много на гастроли. И я дружила и с его женой. Никаких отношений интимных у нас с ним никогда в жизни не было. Но вот многие почему-то в театре были уверены, что есть какая-то связь у нас.
В вашей личной жизни произошли изменения: вы говорили, что мечтали стать бабушкой и стали ей недавно. Поздравляю!
Да, наверное это одно из лучших событий в моей жизни за последние годы. Спасибо!
В одном интервью вы рассказали, что вы с вашей дочерью очень разные по характеру, темпераменту и взглядам, но научились жить дружно. Как вам это удалось?
А у меня есть выход? Я же очень люблю свою дочь и хочу, чтобы у нас с ней были хорошие отношения. Конечно, можно быть в конфликте, проявлять амбиции, но я ничего этого не делаю. Хотя я с ней бывала и строга. Она говорит «ты меня строила». Я не «строила», я воспитывала! Но сейчас она взрослый, сложившийся человек, уже замужем, уже есть ребенок.
Пресс-служба
А есть ли что-то такое, за что вам хотелось бы попросить у нее прощения?
Да, что я ей мало уделяла внимания в детстве. Потому что я очень много работала, она у меня в детский сад ходила на пятидневку. И еще хотелось бы попросить прощения за то, что она, оказывается, очень хотела заниматься танцами, а я ее отправила на английский и на музыку. Я сама всегда учила всегда языки и выучила английский, испанский. И музыка… потому что я сама не занималась, мне хотелось, чтобы ребенок получил музыкальное образование. В мое время детей отдавали либо музыку, либо в фигурное катание. Я занималась фигурным катанием.
Вы растили Машу в девяностые. Чем запомнилось это время?
Трудное было время. Денег не было от слова «вообще». Мне практически никто не помогал. Скончался отчим, умерла бабушка. От Машиного папы я ушла, когда ей было четыре с половиной месяца. Ушла жить к подруге, потому что свою однокомнатную квартиру я сдавала и жила на эти деньги. К маме я не пошла, чтобы ее не напрягать, поскольку она была человеком не очень здоровым, очень бережно к себе относилась. Поэтому утруждать ее мне не хотелось. Но после развода у меня достаточно быстро появился новый муж – Кирилл Мозгалевский. Поэтому уже стало полегче. Он, собственно, Машу и воспитал. Но да, до этого было очень плохо. Спасали заказы – макароны, гречка, курица и лосось в банках консервированный. Я варила суп себе и Маше. В основном ели мы картошку в мундире, иногда была курица. Еще спасали Машенькины творожки детской кухни — я их за ней доедала. В театре меня тогда уже подкармливал Спартак Васильевич. Я приходила к ним в гости, они кормили меня жареной курицей на гриле и жареной картошкой. И иногда были китайские пельмени. Он иногда заходил после спектакля в “Пекин” (отель – прим. ред), и там с заднего хода ему их выносили. Еще у меня были поклонники, которые меня подкармливали… Но я всегда звала подружек, которые все это съедали. Продуктов было мало. Яйца… я помню, как догоняла мужика и кричала: “Мужчина, отдайте яйца для ребенка!” Я месяц не видела яиц. Еще у меня была собака-дворняга, которую я кормила кашей и была какая-то полутухлая колбаса. Я клала в кашу кусочек колбаски, чтобы она хотя бы запах чувствовала.
Взаимовыручка помогала?
Конечно. Вообще мое спасение – это мои друзья. Может быть, я не очень хорошо разбираюсь в выстраивании личной жизни, но я прекрасно понимаю и чувствую, что такое дружба.
Алена Юрьевна, любовь – это труд?
Конечно! Труд безусловный. Я, наверное, не очень правильно выстраивала свою личную жизнь, поскольку была очень много занята работой, проблемами и так далее, и так далее. Мне было сложно все это совмещать. Возможно мужчины попадались не всегда те, которые должны были быть в моей жизни. Хотя попадалось много! Мне кажется, самое главное, чтобы люди… Если они хотят вместе жить, то у них должны быть одинаковые взгляды на какие-то основополагающие вещи. Потому что мой последний муж – он абсолютно не понимал, что такое семья и вообще совместная жизнь. Он не пил, не курил, не гулял – ничего. Просто он жил, как сказать… “Вот мне сегодня хочется идти на футбол – хоть трава не расти”. Но так не бывает. Семья – это семья. Одно дело просто роман, у меня их было… Я даже посчитать не смогу. (смеется – прим. ред.) Но это совершенно разные истории. Это безответственно достаточно, это про удовольствие история, кураж – пожалуйста. Семья — это совсем другое дело.
Я пришла к выводу, что я тоже одиночка по сути. К сожалению, я всю жизнь почему-то решала многие проблемы сама вместо того, чтобы мужчина этим занимался. Вот и сейчас, когда мне предлагают выйти замуж, я говорю: “Зачем нам вот жениться? Для чего?” – “Ну, будем стареть вместе”. Во-первых, я не хочу стареть. Во-вторых, вставать по утрам, провожать на работу, гладить рубашки – это значит опять решать проблемы. Потому что я с этим человеком не прожила всю жизнь и начинать чувствовать ответственность в свои годы мне не хочется. А я стала очень ответственным человеком. Отношения с мужчиной — безусловно, с удовольствием. Но брак — это тяжелый труд, на который я, видимо, никогда не была очень готова.
То есть, место романтике все равно в вашей жизни есть?
Безусловно. Но совместная жизнь – это совершенно иная история.
Вы как раз упомянули тему возраста. Какие секреты есть у Алены Яковлевой, чтобы оставаться роскошной женщиной в свои годы?
Во-первых, характер, конечно. Я над собой работала. Я не привыкла ныть. Я не чувствую в себе никакой старости вообще, близко даже. Я чувствую физически иногда какие-то недомогания. Это естественно. Я всегда говорю: “Травка тоже жухнет”. Болеть некогда. Надо самой себе создавать хорошее настроение, чтобы окружающие тебя радовали. Кто кого осчастливит? У всех свои проблемы. Потом мне не бывает скучно. Я всегда нахожу интерес к жизни. Я человек любознательный, безусловно. Сейчас я, например, гораздо больше люблю выставки — могут тратить на них больше времени, чем в молодости. Нет романов и всего остального — можно заняться духовной жизнью. Я ни от чего не отказываюсь. И даже иногда не хочется, все равно поднимаешь себя за уши и идешь. У нас компания замечательная женская. Раньше мы могли сорваться и уехать вшестером в Европу или в Армению, а теперь по России, например в Кисловодск. Ну какой секрет? Секрет, собственно, работа и любовь к близким. Я очень люблю свою профессию. И потом: сколько Господь дал… Главное, не болеть и не дряхлеть – это самое неприятное. А все остальное пережить можно.
Алена Яковлева – ведущая актриса Московского академического театра сатиры. И совсем скоро состоится премьера спектакля “Пиковая дама”, в котором Алена Юрьевна сыграла графиню. Мы попросили нашу собеседницу сказать несколько слов о предстоящем спектакле.
Алена Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о вашей роли в мистической драме “Пиковая дама”?
Я постаралась сделать ее неоднозначной, разноплановой. Она не просто злобная старуха. Она ироничная, она саркастичная. Ее зовут “старая карга” – ну, там есть и от “карги”, конечно. Мне показалось, что это может быть интересно зрителю. Но моя работа над этим только начинается, потому что там масса возможностей, масса нюансов и внутренних переплетений в образе. Это не совсем, конечно, Александр Сергеевич Пушкин. Потому что у Пушкина кроме сюжетной линии там очень мало всего. А здесь такая развернутая история любви Пиковой дамы – графини – к графу Сен-Жермену, воспоминания пятидесятилетней давности. Пьеса написана по мотивам, первоначальный вариант назывался “Пиковая драма”. Почему я на это согласилась? Во-первых, очень хорошо написан стихотворный текст, интересно написаны монологи. Они в стихотворной форме, но таким полубелым стихом. Такого материала давно у меня не было. Потом я придумала, что это должна быть маска. Я совершенно на себя непохожа. Это вызвало первоначально сопротивление, но потом я убедила всех – режиссера, продюсера и так далее – в том, что это будет интереснее. Потом я все равно появляюсь в своем виде, когда она (графиня – прим. ред.) умирает, улетает в иные миры. Это в какой-то степени, как мне кажется, завораживает. Потому что действительно это мистическое произведение. Пока вот мы финал щупаем, как мне кажется. Потому что у Пушкина он закрытый. А здесь мы переходим в современность и таким образом заявляем о том, что мы все подвержены страстям, всю жизнь делаем выбор в ту или иную сторону. Собственно про это спектакль. Кто какой выбор сделает, в ту сторону его и поведет.