Войти в почту

Как телефонные привычки родителя влияют на развитие речи ребенка

Исследования показали, что использование родителями мобильных телефонов приводит к ухудшению развития речи у детей. О том, почему это происходит и как не навредить развитию ребенка — в материале “Рамблер”.

Как телефонные привычки родителя влияют на развитие речи ребенка
© Unsplash

Девайсы стали необходимыми для работы, развлечений и комфорта. Но если вы часто смотрите на телефон, когда находитесь с ребенком, это может негативно сказаться на его языковом развитии и коммуникативных навыках. Это связано с тем, что отвлекающиеся родители тратят меньше времени на полноценное общение, что дает детям меньше возможностей для обучения.

Основы речи и языка закладываются, когда ребенок еще совсем маленький. Действительно, исследования говорят, что если родители часто разговаривают с ребенком, то по мере взросления у него развиваются более сильные вербальные способности. Даже "родительский язык" (стиль речи на повышенных тонах, часто используемый при общении с младенцами) способствует развитию языковых навыков и стимулирует обратную речь — хотя знакомство со "взрослой" речью также важно.

Когда родители отвлекаются, например, при использовании мобильного устройства, они чувствуют себя в слабой связи с ребенком в целом. Это может привести к снижению уровня общения, в результате чего ребенок упускает ключевые возможности для развития. В конце концов, дети лучше всего учатся, общаясь со своими воспитателями.

Отвлечение родителей на телефон может препятствовать развитию коммуникативных способностей ребенка, снижая качество взаимодействия. Например, в одном исследовании изучалось общение родителей с детьми во время приема пищи. Исследователи обнаружили, что, когда родители разговаривают по телефону, они на 20% меньше общаются с ребенком вербально. Кроме того, на 39% меньше невербального общения, которое включает в себя выражение лица, зрительный контакт и язык тела.

Фразы, которые ежедневно нужно говорить ребенку

Еще одно исследование показало, что использование родителями мобильных телефонов связано со снижением осознанности и чувствительности. Это также вызывает ощущение, что время, проведенное с ребенком, не является удовлетворительным.

Наконец, ученые отмечают, что отвлекающиеся родители могут быть менее успешны при обучении детей новому, в том числе и языку. В одном из исследований 38 родителей знакомили своих малышей с новыми словами. Когда родителей прерывал разговор по мобильному телефону, дети в итоге не выучили слово, но они без проблем выучили его без прерывания.

Не так-то просто отказаться от использования смартфонов. Конечно, вы все равно будете пользоваться телефоном в присутствии ребенка, но если вы будете меньше отвлекаться, это положительно скажется на его коммуникативных навыках. Вот несколько способов изменить привычку пользоваться мобильным телефоном в положительную сторону:

  • Планируйте свободное от телефона время, чтобы сосредоточиться на ребенке. На это время выключите телефон или оставьте его в другой комнате. Сосредоточьтесь исключительно на общении с малышом.
  • Отключите звук уведомлений. Трудно игнорировать жужжание и звуковые сигналы. Чтобы не отвлекаться, просмотрите свой телефон и отключите уведомления. Можно также перевести телефон в режим "не беспокоить" или в авиарежим.
  • Установите "свободные от телефонов" места. Будь то игровая комната или столовая, определенные зоны в доме могут быть запрещены для использования мобильного телефона.
  • Объясните малышу, почему вам нужно пользоваться телефоном, когда вы находитесь с ребенком. Обязательно укажите вескую причину. Возможно, вы отвечаете на важное сообщение по работе, планируете визит к стоматологу, делаете снимок или уточняете время встречи.
  • Используйте свое экранное время во благо! При правильном использовании смартфоны могут улучшить взаимодействие родителей и детей. Например, видеозвонок с бабушкой — отличный способ отработать навыки общения с близким человеком. Кроме того, существует множество обучающих приложений для детей, которые помогают развивать речь.