Ярмарка тщеславия. Почему мы так любим атрибуты социального успеха

«Крутые» автомобильные номера предлагают продавать с аукциона. С такой инициативой выступило Минэкономразвития. Многие люди привязаны к разного рода «игрушкам», демонстрирующим их высокий статус: одежда, дорогие автомобили, часы ценой в десятки тысяч долларов. Люди готовы все это покупать, часто отказываясь от того, что им по-настоящему необходимо. Почему? Об этом феномене рассуждают социологи, психологи и другие эксперты. Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства, регламентирующий продажу «красивых» автомобильных и мотоциклетных номеров через портал госуслуг. Согласно разработанному документу, стоимость номерных знаков с редкими и особыми конфигурациями цифр может достигать шести миллионов рублей, а выручка от их продажи будет пополнять региональные и федеральный бюджеты. При этом платить аукционную цену, по замыслу разработчиков, придется даже при покупке автомобиля с уже установленными эксклюзивными номерами. Альтернатива мигалкам — В советское время сам факт обладания машиной ставил тебя на значимую социальную высоту, потому что автомобили были дефицитом, — рассуждает кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев. — В 1990-е, когда автомобиль можно было купить свободно, стал важен уже не он сам, а марка и модель. Ну и еще, конечно, размер: иметь джип было круче, чем обычный седан. В 2000-е и марка, и модель, и размер стали иметь меньшее значение, потому что появилось такое явление, как автокредит. А вместе с ним шутка. «Это раньше парень на машине был завидным женихом. А сейчас если у парня машина, значит, ему деньги еще пять лет выплачивать!» Иными словами, купить машину, даже крутую, мог практически любой. Но человек так устроен, что он хочет выделяться, поэтому стало круто иметь мигалку. Тогда их свободно продавали: установить мог любой, были бы деньги. Когда с мигалками навели порядок и их на всю страну стало всего около шестисот, автовладельцы начали мериться номерами. Возник феномен не только «крутых цифр», но и «крутых серий». Автоэксперт Денис Пономаренко подтверждает: — В каждом регионе возникли свои «крутые серии». В некоторых, например, автопарк областных чиновников имел буквенные обозначения ТТТ. В других — ООО. В Москве возникли «ведомственные» серии. Например, номера серии ЕКХ принадлежат Федеральной службе охраны. Многие бы хотели ездить с такими, но получить их невозможно. А вот номера МММ77, установленные на служебных автомобилях столичной полиции, попали в общий доступ и тоже считаются престижными. Как пояснил эксперт, именно в «тучные 2000-е», с началом автобума, возник и феномен «говорящих» серий номеров. — Стало модно ездить с номерами серии ХАМ, КУМ и других, — рассказывает Денис Пономаренко. — У футболиста Кокорина, например, был черный джип с госномером серии ВОР. Зачем ему такой понадобился, неясно. Но за решетку он попал. Что называется — накликал. Зачем на шее колье Социальный психолог Алексей Рощин пояснил, что желание выделяться было всегда и, скорее всего, склонность к этому в любом социуме останется. — Я бы разделил явление на две части — прямые проявления тщеславия и косвенные, — поясняет Алексей Валентинович. — Прямые — они всем понятны: это, например, маршальские звезды на погонах или колье на шее ценою в миллион долларов. Казалось бы, ну побрякушка, толку от нее никакого, но все отлично понимают, что за колье стоит богатство. А за маршальскими звездами — огромный властный ресурс. Для того чтобы понять косвенные, нужно быть в теме. — Ну, например, у дембеля сапоги не кирзовые, как у обычного солдата, и подворотничок пришит особым образом. Если ты служишь в армии, то, едва взглянув на такого солдата, понимаешь — перед тобой дембель, уважаемый человек. А попади он в московскую толпу, на него и внимания никто не обратит — солдатик какой-то! — пояснил Рощин. — Так и с автомобильными номерами. Бабушка на лавочке или подросток не поймут, что ты крут. А автомобилисты очень даже оценят «особенный» номер. Как пояснил эксперт, люди озабочены знаками роскоши, и прямыми, и косвенными, ровно по одной причине — они дают реальные социальные преференции. — Машину с буквами ВОР на номере, скорее всего, будут пропускать вперед. С ее владельцем никто не хочет связываться, — рассуждает Рощин. — Гаишники часто такие машины даже не останавливают, потому что понимают — люди не просто так подобные номера получили, у них связи, и ссориться с ними — себе дороже. Но если, например, «Вечерняя Москва» расскажет, что теперь «крутые номера» способен купить любой желающий, их ценность в глазах окружающих моментально упадет. Все будут думать: «Он не крутой, он их просто купил». Ведь связи, как известно, у нас ценятся даже больше денег. Свои — оценят! Тем не менее, как пояснил эксперт, другие косвенные знаки роскоши, появившиеся в советское время, остались. — И все они, повторю, связаны с какой-то определенной средой. У криминалов до сих пор круто носить перстни и золотые цепочки — чем толще, тем лучше. Но в бизнес-среде, например, тебе с такими аксессуарами делать нечего — даже разговаривать не станут, — поясняет Рощин. — В мире чиновников невероятно круто иметь ученую степень. Дескать, ты не просто глава какой-то структуры, но еще и кандидат наук. Реально, конечно, ты никакой не кандидат, зато свою ученую степень можешь написать на визитке, и те, кто в теме, отнесутся к тебе с большим уважением. В Москве, как пояснил эксперт, знаком принадлежности к высшему обществу может служить само место проживания. — И если ты живешь в Марьине — это одна история, а если на Тверской — совсем другая. Твой социальный статус в Москве куда выше, — рассказывает Рощин. — При этом в Марьине у человека может быть прекрасная просторная квартира с видом на парк и Москву-реку, а у другого в районе Тверской — старое жилье с бабушкиным ремонтом, да и жить там шумно. Но в понимании москвичей он все равно крут. Поэтому люди и стремятся поближе к центру. Это престиж, хотя само качество городской среды там может быть и хуже. Хобби напоказ Виталий Караев добавляет, что понятие «понты» затрагивает многие сферы жизни. — Ну, например, есть модное хобби. В 2000-е, когда начался фитнес-бум, было модно иметь в бумажнике карту дорогого фитнес-клуба. Желательно в центре. Желательно, чтобы там занимались известные люди, — говорит эксперт. — Причем серьезно тренироваться, ставя перед собой конкретные цели, было необязательно. Достаточно просто посещать клуб. Член международной ассоциации спортивных наук персональный фитнес-тренер Руслан Халилов подтверждает: — Эта мода поутихла, но явление осталось. Дорогая фитнес-одежда, занятия у популярного тренера, рассуждения о спортивном питании — это атрибуты престижа. Проблема одна: часто нет реальных регулярных тренировок «на результат». Люди, склонные к демонстрации, приходят в клуб скорее пообщаться и сделать селфи, чтобы выложить в соцсети. К хобби такого рода Виталий Караев относит и московский яхтинг. — Яхтенный спорт действительно очень престижен, но заниматься им в Москве проблематично: и сезон короткий, и больших водоемов нет, — подчеркивает эксперт. — Зато есть яхты, прогулки на которых напоминают передвижения детских корабликов в ванной. Время от времени где-нибудь в Строгинской пойме, в районе Серебряного Бора или на Канале имени Москвы, можно встретить очень дорогие, ценою в десятки миллионов рублей, суда, которые бы неплохо смотрелись на Средиземном море. А в наших широтах они выглядят как шезлонг под елкой. Зачем же люди их покупают? Мол, я не просто богатый человек, я еще и яхтсмен, это круто и очень романтично. Хотя какая романтика в сентябре на Пироговском водохранилище, я не очень понимаю. Ты просто мерзнешь на ветру, не получая ни грамма удовольствия. Но речь идет не об удовольствии, а о престиже. Надо делать вид, что тебе хорошо! Полтора миллиона на ветер Как пояснил ученый, потребление напоказ стимулируют и социальные сети. — Чтобы повысить авторитет в глазах друзей и подписчиков, люди делают безумные селфи. Ведь хвастовство — это необязательно что-то материальное: автомобиль, яхта или квартира в центре. Вы можете демонстрировать потребление недоступных другим эмоций или впечатлений, — поясняет Караев. Время от времени, пытаясь сделать удачный снимок, люди даже гибнут. В начале сентября на Сахалине 16-летнюю девушку во время фотосессии смыло в море. В июле в Красноярском крае женщина упала с 50-метровой скалы, пытаясь сделать впечатляющее фото. — Тщеславие — это еще и престижный круг общения. Что делают люди на светских раутах? Они бесконечно фотографируются, желательно со звездами, и тут же все это постят, — рассказывает Виталий Караев. — Ради таких фото многие любой ценой пытаются попасть на закрытые для широкой публики мероприятия. Ну, например, Московский международный кинофестиваль. Ты, возможно, кроме «Аватара» за последние десять лет ничего не посмотрел и вообще в кино не разбираешься, но на тусовку ММКФ попасть обязан! Каждый год после парада Победы в соцсетях появляются фото «патриотов», сумевших достать приглашение на Красную площадь. Все то же самое они могут увидеть по телевизору, даже лучше, но нет — нужно попасть на трибуны, чтобы всем показать — я там был, меня пригласили! К проявлению тщеславия, как пояснил ученый, можно отнести и престижное образование. — Я знаю в Москве частную школу, где образование стоит около 1,5 миллиона рублей в год, — говорит он. — За эти деньги, для сравнения, можно четыре года отучиться на бакалавра в топовом московском вузе. Ребенок оканчивает обычную школу, более или менее прилично сдает ЕГЭ и получает за эти деньги высшее образование. Нет проблем. Так зачем же платить 1,5 миллиона за год обучения в школе? А ради престижа. И связей. Ваши дети познакомятся с другими детьми обеспеченных родителей. Такие знакомства в жизни пригодятся. Этому учат с детства — Хвастовство — часть образа жизни, и этому учат с детства, — рассказывает семейный психолог Наталья Панфилова. — В ХIХ веке, например, у барышень было принято чуть что сразу падать в обморок. Причем не абы как, а чтобы красиво выглядеть и чтобы потом непременно принесли нюхательные соли. Этому умению тренировали девочек с детства. А сейчас с детства тренируют выбирать «правильные вещи» или «правильный» стиль поведения. У меня был один клиент, влюбившийся в будущую жену, потому что она никогда не ездила на метро. Только на такси. И он стал больше зарабатывать, чтобы быть достойным ее. Как видите — это работает! По мнению Натальи Панфиловой, есть люди, у которых тщеславное поведение обусловлено складом характера. — Психологи выделяют так называемый истероидный тип личности. Это абсолютно нормальные, без психических отклонений люди. Просто они всегда и везде любят быть в центре внимания, — рассказывает эксперт. — Часто это творческие личности, способные увлечь за собой окружающих. Они крайне эгоистичны и всегда жаждут похвалы. Поэтому разного рода предметы роскоши для них — от модной одежды до модного круга общения — это обязательное явление. Это неотъемлемая их часть. СПРАВКА «Ярмарка тщеславия» — роман английского писателя Уильяма Теккерея, который публиковался в сатирическом журнале Punch с января 1847-го по июль 1848 года. В честолюбии, в тщеславии Теккерей видел типичный для английского общества недостаток, своего рода порок, который он назвал особым словом — «снобизм». Пока Европа воевала с Наполеоном, множество людей, одержимых честолюбием, продолжали погоню за мирскими благами — состоянием, титулами, чинами... РЕПЛИКА Павлиний хвост и селфи на фоне океана Константин Рязанцев, психолог, конфликтолог: — Тщеславие — это чисто животная история. Самец павлина привлекает самку красивым хвостом. Нужен ему этот хвост? Позволяет он выжить? Да нет, скорее мешает. С таким хвостом от врагов не скроешься. Но вот самкам нравится. А значит, хвост, как ни странно, для жизни необходим. Он позволяет размножиться и передать свои гены дальше. Бахвальство для людей — это как хвост для павлина. Вроде бы ни к чему, практического значения не имеют, но на самом деле способствуют личному успеху. Причем как у мужчин, так и у женщин. Ведь брендовая одежда, часто купленная в кредит, дорогая сумочка, селфи на фоне океана — это способ привлечь как можно более ресурсного самца. Женщина, демонстрируя понты, показывает, как она дорого стоит. Я, кстати, консультирую семейные пары и выяснил, что примерно 80 процентов дам сейчас ищут в своем избраннике не какие-то душевные качества, не верность, не искренность и даже не внешность, а деньги. Главное качество мужчины для большинства женщин — его ресурсность. В итоге женщина, демонстрируя мнимое богатство, стремится найти мужчину. А мужчина демонстрирует, что ресурсы у него есть, а значит, женщины могут обращаться — кандидатуры он рассмотрит. А еще тщеславие — проявление стадного инстинкта. Если коллега купил айфон последней модели, я тоже должен это сделать, чтобы оставаться в своем социуме уважаемым человеком. Это глупо? Конечно, глупо, потому что говорит о низкой самооценке. Ну и, наконец, это — способ возвыситься в социуме, показать, что ты — из особого круга. Современное искусство — тщеславие в чистом виде, потому что искусства там нет никакого, люди эти творения, как правило, не понимают. Зато художник может считать себя выше «толпы». ТОЛЬКО ЦИФРЫ Объем российского рынка контрафактной продукции достиг 2,5 триллиона рублей в год, мирового — 500 миллиардов долларов. Такие цифры озвучил исполнительный директор ассоциации производителей фирменных торговых марок Алексей Поповичев. Большая часть подделок выполнена под известные бренды — чаще одежды, обуви, аксессуаров и парфюма. По данным опроса ВЦИОМ, поддельные товары готовы покупать 80 процентов населения России. Читайте также: Миллиардеру из Китая запретили тратить деньги на роскошь

Ярмарка тщеславия. Почему мы так любим атрибуты социального успеха
© Вечерняя Москва